Документ принят во втором чтении
Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект №6327 "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств", передает корреспондент РБК-Украина.
Документ поддержали 240 депутатов Рады.
Так, объем медицинских услуг и лекарственных средств, стоимость которых покрывается госгарантиями и степень покрытия, закрепляется на уровне закона в государственном гарантированном пакете. В рамках этого пакета государство гарантирует полную оплату за счет средств государственного бюджета необходимых медицинских услуг и лекарственных средств на экстренном, паллиативном и первичном уровне, и частично на вторичном (специализированном) и третичном (высокоспециализированном) уровне, предоставленных поставщиками медуслуг.
Финансирование предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств осуществляется по утвержденным тарифам (тарифа покрытия и тарифом сооплаты), которые являются едиными для всей территории Украины. Также вводится реимбурсация стоимости рецептурных лекарственных средств в соответствии с назначением врача, включенных в детализированное описание.
Кабинет министров Украины может увеличивать тариф покрытия и корректировать размер тарифа сооплаты при условии увеличения общего объема расходов на медицинские услуги и лекарственные средства по государственным гарантированным пакетом, предусмотренных в держбюджеты на соответствующий год.
Для всей территории Украины устанавливаются единые тарифы для реимбурсации и оплаты медицинских услуг и лекарственных средств, предоставляемых пациентам согласно детализированным описанием. До 31 декабря 2019 года реимбурсация осуществляется для определенного Кабмином перечня медицинских состояний в порядке, установленном правительством.
С 1 января 2020 года вводится реимбурсация стоимости лекарственных средств, предусмотренных государственным гарантированным пакетом в детальном описании, утвержденном парламентом.
Единый национальный заказчик будет непосредственно выполнять функции единого национального заказчика медицинских услуг и лекарственных средств, обеспечивать целевое использование бюджетных средств и контролировать добросовестное выполнение поставщиками договоров о медицинском обслуживании населения. Отмечается, что создание единого национального заказчика крайне важно, учитывая необходимость устранения коррупционных рисков.
Планируется, что новый механизм финансирования будет введен постепенно, на первичном уровне уже с 2018 года, на других уровнях - до 2020 года. Ожидается, что в результате внедрения новой модели финансирования бюджетные средства на финансирование здравоохранения будут направляться на оплату конкретных медицинских услуг и лекарственных средств, предоставленных клиентам, а не на содержание инфраструктуры учреждений здравоохранения.
Проект закона также предусматривает:
Так, некоторые положения законопроекта не согласуются с положениями Основного закона. В статье 49 Конституции Украины предусмотрено, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Конституция Украины не предусматривает возможности установления каких-либо исключений из указанных положений, кроме ограничений в условиях военного или чрезвычайного положения (ч. 2 ст. 64 КУ).
Также в проекте остается нерешенным ключевой элемент правообеспечивающего механизма системы медицинского страхования, а именно объем медобеспечения граждан. Так, в ч. 1 ст. 4 проекта государство гарантирует полную или частичную оплату согласно тарифу покрытия за счет средств госбюджета предоставляемых пациентам необходимых медицинских услуг и лекарственных средств, предусмотренных государственным гарантированным пакетом. Вместе с тем в статье 5 предусмотрено, что государство гарантирует пациентам полную оплату за счет средств госбюджета необходимых медуслуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением экстренной медпомощи, первичной медицинской помощи и паллиативной помощи.
Кроме того, в законопроекте четко не определен механизм защиты прав пациентов. Так, в ч. 3 ст. 8 законопроекта предусматривается создание Совета пациентского контроля, заслушивает информацию о деятельности, выполнении задач центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере организации финансирования предоставления медицинских услуг и лекарственных средств; рассматривает отчеты центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере организации финансирования предоставления медицинских услуг и лекарственных средств, и утверждает свое заключение по ним, однако не хватает конкретных процессуальных прав и обязанностей в связи с выполнением указанных выше задач.
Напомним, в Верховной Раде Украины большинство народных депутатов проигнорировали рассмотрение поправок к законопроекту о медицинской реформе.