Народные депутаты поддержали во втором чтении законопроект № 4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины".
Народные депутаты поддержали во втором чтении законопроект № 4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины". За соответствующее решение проголосовали 228 нардепов.
Напомним, 31 июля 2014 г. народные депутаты Украины на внеочередном заседании отправили на повторное второе чтение проект закона №4116а о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины.
Согласно принятому закону, иностранные компании, которые будут претендовать на покупку доли украинской ГТС, обязаны обнародовать всех своих конечных владельцев. Такие изменения были внесены перед голосованием во втором чтении за указанный законопроект по просьбе фракций "Свободы" и "Батькивщины".
Фракция "Свобода" настаивала на том, чтобы окончательное решение об утверждении инвесторов принималось Верховной Радой Украины.
"Действующая Конституция Украины не дает расширенного толкования возможностей парламента принимать такое решение, но считаю, что это правильное политическое решение. Правительства меняются, президенты меняются и для баланса властей в таком сложном вопросе необходим дополнительный контроль со стороны Верховной Рады Украины", - сказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк, представляя этот законопроект в сессионном зале парламента.
"Батькивщина" требовала обязать иностранные компании, которые будут претендовать на долю в ГТС, показывать всю свою структуру относительно собственников.
Как заявил Яценюк, представляя этот законопроект в сессионном зале парламента, правительство по просьбе народных депутатов внес в финальную редакцию документа две существенные поправки.
"Первый пункт: при проведении конкурса компания, которая является резидентом США или ЕС, обязана раскрыть всю информацию относительно структуры своей собственности и показать всех бенефициариев, которые являются владельцами этой компании. Это должно быть существенное условие. Второе: в том случае, если компания, которая выиграла конкурс, принимает решение об изменении своей структуры собственности, то такое решение может приниматься исключительно в случае, если на это дает согласие украинская сторона. Мотивация для правительства понятна. Может случиться так, что выигрывает компания, которая является резидентом ЕС, а через определенный период времени изменится структура собственности и под лейбой ЕС может быть собственность, например, страны-агрессора", - заявил Яценюк.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие этого документа позволит осуществить реформирование НАК "Нафтогаз Украины" и повысить экономическую эффективность нефтегазовой отрасли Украины, которая будет соответствовать требованиям законодательства ЕС в связи с присоединением Украины к договору об учреждении Энергетического сообщества и будет способствовать усилению энергетической независимости Украины.
Так, Кабмин предлагает внести изменения в статью 44 закона "О нефти и газе", передав функции оперативно-технологического управления украинской ГТС от государственного предприятия оператору Единой газотранспортной системы Украины, который определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в нефтегазовом комплексе.
Также, законопроект вносит дополнение в пункт 14 части первой статьи 1 закона Украины "Об основах функционирования рынка природного газа", в котором отмечается, что функции оператора ГТС Украины могут быть закреплены за субъектом хозяйствования, учредителем и собственником которого может выступать исключительно государство или государство (владение не менее 51% корпоративных прав) и юридическое лицо (юридические лица), которое принадлежит и контролируется резидентами стран Европейского союза, США или Европейского Энергетического сообщества и является оператором системы транспортировки газа или членом Европейской сети операторов системы транспортировки газа, сертифицированным соответствующим образом.
Во втором чтении законопроект голосовался в редакции комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. По результатам рассмотрения, комитет предложил дополнить пункт 4 раздела I подпункт 1 и подпункт 2 законопроекта словами: "Условия конкурсного отбора указанного выше юридического лица (юридических лиц) и окончательное решение относительно его участия в субъекте хозяйствования, на которого возложены функции оператора Единой газотранспортной системы Украины, принимаются Верховной Радой Украины".
Кроме того, проект закона предусматривает, что согласно решению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в нефтегазовом комплексе, функции оператора подземного хранилища газа могут быть отделены и возложены на отдельное предприятие - оператора подземного хранилища газа.
Законопроект предлагает дополнить закон Украины "Об основах функционирования рынка природного газа" пунктом 14-1, который определяет оператором подземных хранилищ газа газосберегающее предприятие, на которое возложены функции по хранению природного газа с целью обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации подземных хранилищ газа.
"Учредителями и владельцами субъекта хозяйствования, которое создается для выполнения функций оператора подземных хранилищ газа может выступать исключительно государство самостоятельно или государство (не менее 51 % корпоративных прав) и предприятие, которое принадлежит и контролируется резидентами стран Европейского союза, США или Европейского Энергетического сообщества", - говорится в законопроекте.