PwC: В I полугодии 2010 г. стоимость сделок M&A в мировой автомобильной отрасли упала до 5-летнего минимума
На рынке слияний и поглощений (M&A) в мировой автомобильной отрасли в I полугодии 2010 г. наблюдался некоторый рост количества сделок, при этом заявленная стоимость сделок упала до самого низкого уровня за последние 5 лет, говорится в сообщении компании PricewaterhouseCoopers (PwC), передает РБК. Так, за 6 месяцев 2010 г. было закрыто 265 сделок с заявленной стоимостью 11,6 млрд долл.
В указанный период производители автомобилей и поставщики комплектующих продемонстрировали большую активность на рынке слияний и поглощений по сравнению с I полугодием 2009 г. В основном активность проявляли компании, стремящиеся либо отделить непрофильный бизнес, либо укрепить основные области своей специализации и выйти на новые рынки или привлечь новых клиентов. Между тем, значительно снизилось количество сделок в категории, которая включает розничную торговлю, послегарантийное обслуживание, аренду/лизинг, оптовую продажу и т.д.
"Экономические условия привели к снижению общей активности и переключению внимания участников глобального рынка на меньшие по масштабу и более специализированные направления деятельности", - прокомментировала ситуацию партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Наталия Щербакова. Она отметила, что рынок слияний и поглощений переходит к разработке и осуществлению стратегий устойчивого роста и создания стоимости, направляя значительные усилия на процессы реструктуризации, распродажи активов и вливаний капитала. "Именно эти тенденции широко распространены сегодня в России, и можно ожидать, что они будут сохраняться и в будущем", - подчеркнула Н.Щербакова, добавив, что этому будет способствовать стремление мировых поставщиков автокомпонентов поддержать участников рынка, открывших производство в России, и стремление выйти на крупнейших российских игроков для формирования "критической массы" объемов производства.
Как отмечается, I полугодие 2009 г. на глобальном уровне характеризовалось необычно высокой заявленной стоимостью сделок, что было связано с проведением операций по выкупу активов по инициативе правительств и завершением двух "мегасделок" (стоимостью от 1 млрд долл.), начатых в 2008 г. За это время на государственные инвестиции и две "мегасделки" пришлось 21,8 млрд долл. из 31,6 млрд долл. общей заявленной стоимости сделок. Поскольку массовая реструктуризация практически завершилась, а кредитование в I полугодии 2010 г. осуществлялось очень осторожно, условия для таких "мегасделок" были неблагоприятными, это привело к снижению общей заявленной стоимости сделок на 63% относительно аналогичного периода прошлого года, говорится в сообщении.
Рассматривая ситуацию по регионам, эксперты отмечают, что если предприятия автомобильной отрасли в Северной Америке занимались в основном вопросами оптимизации численности персонала и оздоровления компаний, то европейские компании в этот период значительно активизировали свою деятельность на рынке слияний и поглощений. Шесть из десяти крупнейших мировых сделок (56% заявленной стоимости мировых сделок) были проведены европейскими покупателями.
Специалисты компании отмечают, что на Азию, традиционно являющуюся регионом с низкой долей сделок, пришлась наибольшая часть мировой заявленной стоимости сделок, большинство из которых проводилось покупателями в рамках международных операций. Заявленная стоимость азиатских сделок в I половине 2010 г. определялась несколькими крупными сделками с участием автопроизводителей. "Проведение крупных сделок привело к тому, что в Азии наблюдалось самое значительное увеличение входящих сделок слияния и поглощения по сравнению с I полугодием 2009 г., когда регион характеризовался доминированием исходящих сделок", - отмечают эксперты.
Партнер, руководитель группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PwС в России Майкл Кнолл считает, что в ближайшей перспективе основная часть рынка слияний и поглощений в автомобильной отрасли будет характеризоваться небольшой по объемам точечной активностью. "В перспективе мы ожидаем реализации более крупных сделок в 2011 г., когда ситуация на рынке улучшится и усилится конкуренция между его участниками за мировое лидерство", - сказал он.