Промышленные компании создают свои банковские учреждения
Промышленные концерны, памятуя, как прошлый финансовый кризис лишил доступа к заемным средствам их самих и их клиентов, сейчас работают на опережение. Опасаясь, что долговой кризис перекинется на банковский сектор, они расширяют операции по проектному финансированию и даже создают собственные банки.
Немецкий концерн Siemens еще в конце прошлого года создал в Германии собственный банк. В прежние времена наличие подобного института всегда считалось особенностью автопроизводителей - BMW, Volkswagen и Daimler. Siemens планирует поднять продажи выше отметки 100 млрд евро, и собственная финансовая «дочка» нужна ему, чтобы обезопасить своих клиентов от капризов банков. "Теперь мы в состоянии без проблем предоставлять кредиты, а не искать обходных путей в виде лизинга", - отметил руководитель Siemens Financial Services Роланд Чалонс-Браун. По словам топ-менеджера, он надеется на рост спроса, несмотря на то что кредитный энтузиазм традиционных банков уже постепенно падает. Кроме того, наличие собственного банка позволяет Siemens размещать средства и получать кредиты непосредственно у ЕЦБ.
Siemens также продолжает стимулировать спрос клиентов через проектное финансирование. Только в прошлом году концерн выделил на эти цели 4,1 млрд евро. В этом году показатель вполне может вырасти до 5-6 млрд евро, сообщил Handelsblatt Чалонс-Браун. Планируется, что объем проектного финансирования в ближайшие годы увеличится еще больше. В планах SFS на ближайшие три-пять лет удвоить объем активов на балансе до уровня свыше 20 млрд евро. "Какой-то конкретной верхней границы тут не существует. Наш бизнес растет так, как растет весь Siemens", - заявил Роланд Чалонс-Браун, отметив, что в будущем этот бизнес станет сильнее развиваться и там, где растет концерн, например в Азии и Южной Америке.
Следует отметить, что компании, входящие в немецкий индекс DAX 30, могут позволить себе достаточно большую свободу дей¬ствий, ведь их суммарный запас наличных средств составляет 150 млрд евро. Это больше, чем когда бы то ни было. Например, у таких компаний, как производитель компьютерных чипов Infineon или лидер рынка средств по уходу за кожей Beiersdorf, запас собственных средств сейчас превышает объем долгов. У того же Siemens этот показатель превышает сейчас 13 млрд евро.
При этом г-н Чалонс-Браун уверяет, что финансирование сбыта не сводится к привлечению клиентов льготными кредитами в ущерб прибыли. "Все, что мы предлагаем, соответствует условиям рынка", - подчеркивает Чалонс-Браун. Иначе финансовая деятельность его подразделения не была бы успешной: доналоговая прибыль SFS составила по прошлому году около 450 млн евро, а рентабельность собственного капитала постоянно превышала 20%.
Европейский производитель авиалайнеров Airbus собственного банка не создавал, тем не менее и он готов помочь клиентам в финансировании покупки новых авиалайнеров в случае ухудшения экономической ситуации. "Мы поступали так в 2008 и 2009 годах и, если понадобится, готовы сделать это снова", - заявлял недавно глава Airbus Том Эндерс. Таким образом, активность промышленных компаний в финансовой сфере направлена на то, чтобы поддержать темпы развития бизнеса даже в том случае, если трудности с финансированием начали возникать не у них самих, а у их клиентов.
Впрочем, тот же Siemens себя полноценным конкурентом обычных банков не считает. Он лишь намерен, как и многие другие компании, подстраховаться с учетом полученного во время финансового кризиса горького опыта, чтобы не попасть в зависимость от благорасположения финансовых институтов. Речь идет о том, чтобы иметь доступ к альтернативному финансированию и предоставить его клиентам.