Пять лет обсуждения проекта нового Трудового кодекса позволили профсоюзам и работодателям достичь компромисса по большинству позиций. Сторонам осталось урегулировать всего десяток спорных норм, пишет "Коммерсант-Украина".
В распоряжении издания оказались основные замечания Федерации работодателей (ФРУ) к проекту Трудового кодекса, который уже четыре года готовится ко второму чтению. Новая редакция кодекса (трудовые отношения пока регулируются КЗоТ от 1971 года) была подана в парламент в 2007 году и спустя полгода принята за основу. Дальнейшее рассмотрение проекта было отложено из-за массовых протестов населения. Но 7 февраля глава государства, открывая X сессию, поручил активизировать процесс.
В результате последних совещаний ФРУ с Федерацией профсоюзов (ФПУ) стороны согласились пойти на компромисс по четырем позициям. ФПУ одобрила предложение работодателей не согласовывать с ними вопросы расторжения трудовых договоров (ограничившись консультированием), системы стимулирования и пересмотра норм труда, продолжительности рабочего дня. Согласованы сроки подписания предприятиями коллективных договоров. Представителям ФРУ удалось убедить оппонентов, что сроки подписания коллективного договора должны самостоятельно определяться предприятием и работниками, тогда как одобренный в первом чтении кодекс предусматривал срок до 1 февраля.
Сторонам пока не удается достичь согласия в вопросе определения размеров штрафных санкций за нарушение сроков выплаты зарплат. Парламент принял в первом чтении норму о введении пени в объеме двойной ставки НБУ за каждый день задержки выплаты - 15%. Заместитель главы совета ФРУ Алексей Мирошниченко настаивает на штрафе в 120% ставки НБУ и признании задолженности не с первого дня, а по истечении месяца. "А что должен делать сотрудник, когда ему не выплачивают зарплату? - возмущается заместитель главы ФПУ Григорий Осовой.- Возможно, выход из ситуации - взять кредит. Но под 12% никто его не даст, поэтому, предлагая размеры штрафов, мы ориентируемся на реальные показатели". На стадии переговорного процесса находится и не урегулированный действующим КЗоТ вопрос о возможности выплаты зарплат бастующим сотрудникам в период забастовки. Работодатели считают, что работники станут чаще бастовать, а предприятия будут нести убытки. Мирошниченко предлагает профсоюзам использовать международный опыт и создать забастовочный фонд, наполняемый за счет членских взносов сотрудников.
Спорным оказалось и требование профсоюзов обязать работодателей предоставлять кандидатам мотивированный отказ в приеме на работу. Представители бизнеса оценивают это как попытку ограничить их право проводить самостоятельную кадровую политику. Нет пока и договоренности о сокращении льгот и соцгарантий - предложено не распространять их на всех сотрудников с семейными обязательствами, а только на одного члена семьи. "Нужно, чтобы выплату получали не оба супруга, а один", - пояснил Мирошниченко. В проекте кодекса такие преференции прописаны на период отпуска, командировки, но не только названной категории граждан, но и ветеранам труда и войны, женам военнослужащих, лицам, прошедшим срочную или альтернативную службу. Среди несогласованных норм - предоставление наемным сотрудникам права управлять предприятием, переход от минимальной зарплаты к минимальному доходу, создание единого контролирующего органа вместо семи.
Мирошниченко отмечает, что кодекс готов на 95%, а новые правки будут неизбежны даже после его вступления в силу. По словам источника издания в Министерстве социальной политики, в правительстве также считают, что документ доработан почти на 100%. Переговоры социальных партнеров будут продолжаться всю следующую неделю, чтобы уже 22 февраля члены парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда рассмотрели документ, говорит глава комитета Василий Хара (Партия регионов). Однако назвать дату голосования в сессионном зале он затруднился, а спикер Владимир Литвин в начале этой недели и вовсе заявил, что депутаты в ближайшее время не планируют рассматривать проект Трудового кодекса. По мнению Хары, работники будут защищены, поскольку учтено большинство замечаний, но все же стоит исключить из кодекса регулирование трудовых отношения в сфере малого бизнеса.