Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендует Верховной Раде Украины (ВР) принять за основу проект закона об упорядочении обращения нефтепродуктов, сообщает пресс-служба парламента.
Законопроект (№ 7484 от 17.12.2010 г.), внесенный народным депутатом от фракции НУ-НС Михаилом Полянчичем, предлагается установить правовые основы регулирования проведения обязательной маркировки нефтепродуктов, взаимные права, обязанности и ответственность продавцов нефтепродуктов и уполномоченных государственных контролирующих органов в этой сфере.
Автор обосновал необходимость принятия законопроекта отсутствием в Украине развитого и гармонизированного законодательства в сфере оборота и качества нефтепродуктов является одним из определяющих факторов, сдерживающих привлечение инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль, без которых повышение конкурентоспособности украинской экономики является весьма проблематичным, а отсутствие действенных государственных механизмов контроля над рынком нефтепродуктов, провоцирует увеличение деятельности преступных группировок по осуществлению незаконных производств и незаконный ввоз подакцизных нефтепродуктов с целью уклонения от уплаты налогов.
На заседании отмечалось, что по данным экспертов, доля контрабандного и фальсифицированного моторного топлива в общем объеме автомобильных бензинов и дизельного топлива, реализуемого на территории Украины, составляет от 20% до 30%. Народный депутат считает, что это представляет угрозу национальной экономике и ежегодно приводит к существенным потерям государственного бюджета. По его словам, установленные в Налоговом кодексе ставки акцизного налога на автомобильные бензины на уровне 182 евро за 1000 кг и годовой объем реализации автомобильных бензинов на уровне 4 миллионов тонн, потери государственного бюджета от недопоступления акцизного налога только от этой позиции подакцизных товаров ежегодно составлять более 1,6 млрд грн. Такую же сумму недополучит государственный бюджет в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость. В общем, потери государственного бюджета от неуплаты налогов с теневого сегмента рынка моторных топлив составлять более 3 миллиардов гривен в год.
Народный депутат в обоснование своего предложения сослался на международный опыт решения аналогичной проблемы в развитых европейских странах. По его словам, для предотвращения продажи фальсифицированных нефтепродуктов (с которых не уплачены установленные законодательством налоги), в странах Европейского Союза с 1996 г. на законодательном уровне (Директива Совета 95/60/ЕС "О фискальное маркировки газойля и керосина") введено обязательное ' Обязательное маркирование нефтепродуктов специально разработанной химическим веществом - евромаркером, который прилагается под надзором фискальных органов перед отпуском нефтепродуктов. Также государства-члены принимают необходимые меры для предотвращения ненадлежащего использования маркированных нефтепродуктов. Использование же не по назначению маркированных бензинов рассматривается как правонарушение, за которое установлена ответственность.
Наряду с применением налоговых маркеров государства-члены ЕС могут добавлять к нефтепродуктам дополнительный национальный маркер или цвет, который позволяет идентифицировать страну происхождения этого продукта.
"Наличие маркера в нефтепродуктах не влияет и не изменяет их потребительские и качественные характеристики, что дает основания для его всестороннего применения Как показал многолетний опыт их применения, принятый механизм позволил фискальным органам обеспечить целостный контроль за оборотом нефтепродуктов и избежать в будущем уклонений от уплаты налогов", - отметил народный депутат.
Обращалось внимание и на то, что аналогичный механизм маркировки нефтепродуктов введен не только в странах ЕС, а еще в 72 странах мира. Среди них - Великобритания, Сенегал, Филиппины, Индия, Кения, Танзания, Кот-Д'иВуар т.д. По его словам, проблемы Украины с ростом доли нелегального рынка тождественны с проблемами, которые имели указанные страны.
Члены комитета, проанализировав законопроект, сочли законодательное предложение о введении обязательной маркировки нефтепродуктов обоснованной и актуальной. По их мнению, ее реализация будет способствовать повышению действенности контроля за оборотом нефтепродуктов, увеличению поступлений в госбюджет Украины.