ua en ru

Профильный комитет рекомендует ВР принять за основу законопроект об упорядочении обращения нефтепродуктов

Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендует Верховной Раде Украины (ВР) принять за основу проект закона об упорядочении обращения нефтепродуктов, сообщает пресс-служба парламента.

Законопроект (№ 7484 от 17.12.2010 г.), внесенный народным депутатом от фракции НУ-НС Михаилом Полянчичем, предлагается установить правовые основы регулирования проведения обязательной маркировки нефтепродуктов, взаимные права, обязанности и ответственность продавцов нефтепродуктов и уполномоченных государственных контролирующих органов в этой сфере.

Автор обосновал необходимость принятия законопроекта отсутствием в Украине развитого и гармонизированного законодательства в сфере оборота и качества нефтепродуктов является одним из определяющих факторов, сдерживающих привлечение инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль, без которых повышение конкурентоспособности украинской экономики является весьма проблематичным, а отсутствие действенных государственных механизмов контроля над рынком нефтепродуктов, провоцирует увеличение деятельности преступных группировок по осуществлению незаконных производств и незаконный ввоз подакцизных нефтепродуктов с целью уклонения от уплаты налогов.

На заседании отмечалось, что по данным экспертов, доля контрабандного и фальсифицированного моторного топлива в общем объеме автомобильных бензинов и дизельного топлива, реализуемого на территории Украины, составляет от 20% до 30%. Народный депутат считает, что это представляет угрозу национальной экономике и ежегодно приводит к существенным потерям государственного бюджета. По его словам, установленные в Налоговом кодексе ставки акцизного налога на автомобильные бензины на уровне 182 евро за 1000 кг и годовой объем реализации автомобильных бензинов на уровне 4 миллионов тонн, потери государственного бюджета от недопоступления акцизного налога только от этой позиции подакцизных товаров ежегодно составлять более 1,6 млрд грн. Такую же сумму недополучит государственный бюджет в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость. В общем, потери государственного бюджета от неуплаты налогов с теневого сегмента рынка моторных топлив составлять более 3 миллиардов гривен в год.

Народный депутат в обоснование своего предложения сослался на международный опыт решения аналогичной проблемы в развитых европейских странах. По его словам, для предотвращения продажи фальсифицированных нефтепродуктов (с которых не уплачены установленные законодательством налоги), в странах Европейского Союза с 1996 г. на законодательном уровне (Директива Совета 95/60/ЕС "О фискальное маркировки газойля и керосина") введено обязательное ' Обязательное маркирование нефтепродуктов специально разработанной химическим веществом - евромаркером, который прилагается под надзором фискальных органов перед отпуском нефтепродуктов. Также государства-члены принимают необходимые меры для предотвращения ненадлежащего использования маркированных нефтепродуктов. Использование же не по назначению маркированных бензинов рассматривается как правонарушение, за которое установлена ответственность.

Наряду с применением налоговых маркеров государства-члены ЕС могут добавлять к нефтепродуктам дополнительный национальный маркер или цвет, который позволяет идентифицировать страну происхождения этого продукта.
"Наличие маркера в нефтепродуктах не влияет и не изменяет их потребительские и качественные характеристики, что дает основания для его всестороннего применения Как показал многолетний опыт их применения, принятый механизм позволил фискальным органам обеспечить целостный контроль за оборотом нефтепродуктов и избежать в будущем уклонений от уплаты налогов", - отметил народный депутат.

Обращалось внимание и на то, что аналогичный механизм маркировки нефтепродуктов введен не только в странах ЕС, а еще в 72 странах мира. Среди них - Великобритания, Сенегал, Филиппины, Индия, Кения, Танзания, Кот-Д'иВуар т.д. По его словам, проблемы Украины с ростом доли нелегального рынка тождественны с проблемами, которые имели указанные страны.

Члены комитета, проанализировав законопроект, сочли законодательное предложение о введении обязательной маркировки нефтепродуктов обоснованной и актуальной. По их мнению, ее реализация будет способствовать повышению действенности контроля за оборотом нефтепродуктов, увеличению поступлений в госбюджет Украины.