На последний квартал 2013 года работники бюджетной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита, физкультура и спорт и т.д.) городов и других населенных пунктов не обеспечены зарплатой, отсутствуют средства на оплату коммунальных услуг и расчеты за энергоносители. Об этом говорится в анализе Ассоциации городов Украины законопроекта №11000 "О государственном бюджете Украины на 2013 год".
По мнению АГУ, к новациям власти, которые отрицательно отразятся на качестве жизни жителей населенных пунктов следует отнести:
- значительный дефицит финансовых ресурсов на выполнение делегированных государством полномочий (примерно на уровне 24,7%, почти 30 млрд грн). На последний квартал 2013 года работники бюджетной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита, физкультура и спорт и т.д.) городов и других населенных пунктов не обеспечены зарплатой, отсутствуют средства на оплате коммунальных услуг и расчеты за энергоносители. Все это на фоне значительного увеличения в 2013 г. расходов на силовые структуры и юстицию (Генпрокуратура - на 29%, СБУ - на 24,6%, Минюст - на 12,8%, МВД - почти на 6%);
- решение проблем дефицита государственных финансов за счет крупных городов - изъятия из местных бюджетов в бюджет выросли на 45% (1,1 млрд грн в 2012 г., 1,6 млрд грн - в 2013 г.). Например, в Днепропетровске (150 млн грн против 39 млн в 2012 г.), Запорожье (200 млн грн против 125 млн), Сумы (27 млн грн против 3,9 млн), Луганск (47 млн грн, в 2012 г. дотационный), Львов (91,2 млн грн против 50 млн в 2012 г). При том, что во всех этих городах на конец 2012 г. не выполняется доходная часть бюджета, а показатели доходов на 2013 г. являются завышенными;
- отдельной проблемой является направление 50% НДФЛ по Киеву в госбюджет, что впервые превратило столицу из донора на дотационный город;
- общий объем финансовых ресурсов для населенных пунктов были определены без учета адекватных государственных социальных стандартов и нормативов;
- дефицит ресурсов на финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства составляет 12 млрд грн, в том числе полностью не обеспечено расходы на лифтовое хозяйство, реконструкцию общежитий, улучшение качества воды, переоснащение и капремонт домов, в которых образуется ОСМД, замену и ремонт тепловых сетей, мероприятия по энергоэффективности и энергосбережения и много других программ. Расходы Минрегиона на 2013 г. уменьшились на 27,8% по сравнению с 2012 г.; Мінінфраструктури - на 74,7%; Минэкономразвития - на 20,8%;
- не предусмотрено полного финансирования социальных льгот, предоставленных государством. В первую очередь это касается льготного проезда (в бюджете предусмотрено 2 млрд грн, хотя минимальная потребность составляет 3 млрд грн);
- средств на социально-экономическое развитие отдельных территорий выделено всего 1,34 млрд грн, что на 2,8 млрд грн меньше, чем соответствующий показатель 2012 г. Кроме того распределение этих средств неадекватен. Так, почти 50% этой суммы направлено на Донбасс: 30% (400,6 млн грн) - до Донецкой обл.; 16,3% (218 млн грн) - до Луганской обл.; 10,5% (140 млн грн) на избирательный округ Владимира Литвина. В то же время, до Киева направлено 11 млн грн (0,8%), на Винницкую область. - 2 млн грн (0,2%), Волынской обл. - 9 млн грн (0,7%), Черновицкую и Хмельницкую обл. - по 5 млн грн (0,4%), Ивано-Франковске - 8 млн грн (0,6%). Вообще не выделено средств Закарпатской, Николаевской, Полтавской, Тернопольской, Херсонской, Черкасской областям;
- только 1 млрд грн предлагается направлять через Государственный фонд регионального развития, хотя согласно ст.24-1 Бюджетного кодекса эти расходы должны составлять 3,2 млрд грн. Фактически это означает, что в 2013 г. не будет предоставлено поддержки депрессивным территориям;
- не предусмотрено финансирование Государственной целевой программы поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011-2015 гг.
"Необходимо отметить, что не было проведено бюджетных консультаций с органами местного самоуправления и их ассоциациями. Показатели по расходной части местных бюджетов Минфином органам местного самоуправления не доведены до сих пор. В сопроводительных документов госбюджета-2013 добавлены протоколы встреч, подписанные односторонне представителями правительства и Минфина. Таким образом, вопреки нормам закона Украины "Об ассоциациях органов местного самоуправления" и Бюджетного кодекса Украины госбюджет-2013 был принят без учета мнения украинских городов", - подчеркивает ассоциация.
Читайте также: Парламент принял госбюджет-2013.