Потребительские настроения в Украине в сентябре 2013 г. снизились до самого низкого уровня за последние полтора года. Сентябрьский индекс потребительских настроений (ИПН) составляет 80,6, что на 7,2 пункта меньше, чем в августе, свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно проводит GfK Ukraine.
Оценка текущего положения потеряла сразу 8,6 пункта и составляет 79,2. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс текущего личного материального положения ухудшился на 5,6 пункта до значения 79;
- индекс целесообразности делать крупные покупки рухнул на 11,5 пункта и составляет 79,4.
Ожидания относительно развития экономики страны ухудшились на 6,3 пункта и составили 81,5. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения потерял 7,4 пункта и составляет 89,7;
- индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года потерял 5,8 пункта до значения 76,2;
- ожидания развития экономики страны в течение ближайших пяти лет ухудшились на 5,5 пункта до 78,6.
В сентябре углубился пессимизм украинцев относительно динамики безработицы: соответствующий индекс равен 141,8, что на 3,8 пункта больше, чем в августе. Также продолжалась тенденция к ухудшению инфляционных ожиданий: соответствующий индекс равен 184,7, что на 1,1 пункта больше августовского показателя. Одновременно значительно ухудшились ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших трех месяцев: индекс девальвационных ожиданий вырос на 8,8 пункта до значения 134,6.
В сентябре было зафиксировано следующие ключевые тенденции:
- В сентябре потребительские настроения снизились до самого низкого уровня за последние полтора года.
- Наибольшее падение испытали индексы целесообразности крупных покупок и ожидаемых изменений личного материального положения. Одновременно существенно возросли ожидания девальвации и безработицы.
- Ухудшение потребительских настроений наблюдалось почти по всем демографическим и региональным группам респондентов.
Наибольшим оно было у самых младших и самых старших респондентов, жителей городов, прежде всего, крупнейших, граждан с доходами ниже средних, жителей Востока и Севера страны.
"На потребительские настроения в сентябре повлиял ряд негативных факторов - плохие погодные условия, которые повлияли на сбор и переработку урожая, а также торговлю, осложнения в торговле с Россией, усиление девальвационного давления на гривню. К тому же, ситуация в экспортно-ориентированных отраслях промышленности осталась сложной", - комментируют аналитики GfK Ukraine.