Потребительские настроения в Украине в октябре 2013 г. заметно улучшились по сравнению с предыдущим месяцем. Сентябрьский индекс потребительских настроений (ИПН) равен 84, что на 3,5 пункта меньше, чем в сентябре, свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.
Оценка текущего положения выросла на 6,4 пункта и составляет 85,6. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс текущего личного материального положения добавил 3,4 пункта до значения 82,3;
- индекс целесообразности делать крупные покупки составляет 88,9, что на 9,5 пункта больше чем в сентябре.
Ожидания относительно развития экономики страны улучшились на 1,5 пункта и составили 83. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения потерял 2,6 пункта и составляет 87,1;
- индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года вырос на 3,9 пункта до значения 80;
- ожидания развития экономики страны в течение ближайших пяти лет улучшились на 3,2 пункта до 81,8.
В октябре улучшились ожидания украинцев относительно динамики безработицы: соответствующий индекс равен 136,5, что на 5,3 пункта меньше, чем в сентябре. Инфляционные ожидания также подверглись незначительному улучшению: соответствующий индекс равен 183,7, что на 1 пункт меньше сентябрьского показателя. Одновременно существенно уменьшились опасения украинцев относительно курса гривны в течение ближайших трех месяцев: индекс девальвационных ожиданий потерял сразу 14,8 пункта до значения 119,8.
В октябре было зафиксировано следующие ключевые тенденции:
- Улучшение потребительских настроений было вызвано, прежде всего, ростом индекса текущего состояния, который отражает фактическое изменение материального положения и готовность делать крупные покупки.
- При этом существенно уменьшились опасения девальвации и безработицы.
- В то же время, ожидания относительно развития экономики остаются на уровне ниже оценки текущего состояния.
- В наибольшей степени потребительские настроения улучшились в западном регионе, городах среднего размера и среди граждан с низкими доходами.
"Сезон сбора урожая в Украине сдвинулся в этом году с сентября на октябрь, теплая погода способствовала улучшению ситуации и в других отраслях. Это подтолкнуло потребительские настроения вверх. В то же время, при слабых ожиданиях относительно развития экономики настроения остаются крайне неустойчивыми", - комментируют аналитики GfK Ukraine.