ua en ru

Потребительские настроения украинцев в ноябре упали, находясь под давлением правительства принять Налоговый кодекс, - исследование

В ноябре 2010 г. индекс потребительских настроений (ИПН) упал на 5,3 пункта до 78,3. Ухудшение потребительских настроений в основном обусловлено падением индекса экономических ожиданий на 6,1 пункта до 80,7. Оценки текущего положения также сократились на 4,0 пункта и составили 74,7. В региональном разрезе потребительские настроения ухудшились больше на Востоке Украины, где они упали сразу на 15,8 пункта до 77,7. Таковы результаты исследования потребительских настроений в Украине, совместного проекта компании GfK Ukraine и Международного центра перспективных исследований.

Ухудшение подверглись все составляющие ИПН. Наибольшим оно было для краткосрочных экономических ожиданий, которые упали на 7,5 пункта до 77,0. Долгосрочные экономические ожидания ухудшились меньше - на 6,6 пункта до самого высокого значения в 83,7.

Оценки текущего личного материального положения граждан упали на 5,2 пункта до 72,4. С ожиданиями относительно их изменения ситуация лучше - они потеряли 4,2 пункта и составили 81,4. Меньше ухудшилась склонность населения Украины к потреблению - на 2,7 пункта к значению 77,0. Это вполне закономерно, учитывая некоторое ускорение в росте реальных доходов населения, что стало ощутимым в конце осени 2010 г.

Ожидание украинцев относительно динамики безработицы прибавили 2,2 пункта, однако остаются на достаточно умеренном уровне в 121,7. Инфляционные ожидания наоборот улучшились на 2,8 пункта до 181,0.

«Потребительские настроения граждан Украины в ноябре 2010 г. находились под давлением намерений правительства обеспечить принятие нового налогового кодекса, который бы существенно увеличил налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Для многих украинцев это могло означать потерю доходов или работы. Поскольку после наложения Президентом вето налоговый кодекс был принят с сохранением упрощенной системы налогообложения, в декабре 2010 г. есть основания ожидать улучшения потребительских настроений», - отмечает Максим Борода, заместитель директора МЦПИ.