В марте 2015 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 41,8, что на 0,7 п. лучше чем в феврале. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.
"Перемирие на Донбассе и стабилизация курса гривны и потребительских цен после скачка в феврале остановили падение потребительских настроений. Сохранение этих факторов на длительное время позволит восстановить деловую активность и обеспечить рост потребительского оптимизма ", - комментируют аналитики GfK Ukraine.
В частности, оценка текущего положения ухудшились на 1,4 п. значение 38,2. Составляющие этого индекса изменились следующим образом: индекс текущего личного материального положения остался почти без изменений и равен 27,5; индекс целесообразности делать крупные покупки снизился на 3,3 п. и равен 48,9.
Ожидания относительно развития экономики страны равны 44,2, что на 2,2 п. лучше чем в феврале. Составляющие этого индекса изменились следующим образом: индекс ожидаемых изменений личного материального положения добавил 0,6 п. значение 38,5; индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года составляет 30,8, что на 2,8 п. больше чем в феврале; ожидания развития экономики страны на протяжении ближайших пяти лет улучшились на 3,1 п. до значения 63,2.
В марте продолжался тренд к ухудшению ожиданий украинцев относительно возможной безработицы:индекс ожидаемой динамики безработицы равна 163,3, что на 6,1 п. больше чем в феврале. Одновременно улучшились ожидания относительно возможной инфляции: индекс инфляционных ожиданий потерял 6,7 п. и равен 181. Также значительно улучшились ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших трех месяцев: индекс девальвационных ожиданий упал сразу на 27,4 п. значение 133,6.
В марте 2015 года было зафиксировано такие ключевые тенденции:
1. В марте индекс потребительских настроений несколько вырос после четырех подряд месяцев падения. Обвал индекса девальвационных ожиданий сразу на 27 пунктов подтолкнул уменьшение инфляционных ожиданий на 7 пунктов и индекса целесообразности крупных покупок - на 3 пункта. Одновременно на 3 пункта улучшились ожидания относительно развития экономики в ближайший год, так и в ближайшие пять лет, хотя выросли и ожидания относительно безработицы.
2. Как это всегда происходит в периоды уменьшения девальвационных ожиданий, потребительские настроения в наибольшей степени улучшились в более состоятельных граждан и жителей крупных городов.
3. В то же время, на фоне мероприятий, направленных на уменьшение дефицита Пенсионного фонда, настроения респондентов в возрасте 60 лет и более ухудшились на 3 пункта.
4. Также в марте потребительские настроения несколько выровнялись в региональном разрезе - улучшились на Востоке и Севере, ухудшились на Западе и в Центре.
Напомним, потребительские настроения украинцев в январе резко ухудшились.