Посты руководителей государственных банков могут быть распределены в рамках политических квот наравне с министерскими портфелями в ходе формирования нового состава правительства. Претендовать на эти должности могут не только политические союзники, но и представители старой власти, которые проявят готовность к сотрудничеству. Об этом сообщили одновременно несколько источников в разных политсилах, принимающих участие в разделе руководящих постов при формировании нового состава правительства.
Один из функционеров премьерского блока "Народный фронт" пояснил, что интерес партийных лидеров к государственным банкам обусловлен не только возможностью распределения огромных бюджетных финансовых потоков и государственного финансирования среди близких к политикам бизнесменов, но и необходимостью формирования круга лояльных бизнесменов из других политических сил.
"Министр - это фигура публичная, политическая, бюрократическая - как угодно, но он всегда на виду и каждый его шаг, каждая потраченная копейка, сейчас под контролем. Госбанки - совсем другое дело: это непубличный контроль над огромными денежными потоками, распределение льготной государственной кредитной поддержки. Главное - здесь нет такого контроля как за публичными министрами", - объяснил собеседник из "Народного фронта".
Не исключено также, что лидеры крупнейших политсил могут уступить посты глав госбанков более мелким группам влияния или даже политическим соперникам в обмен на их политическую лояльность и неформальное сотрудничество в Раде. Функционеры из "Блока Петра Порошенко" говорят, что политсила готова поступиться руководящими постами в госбанках в обмен на лояльность.
"Понятное дело, что есть политики, которые не могут перед камерами друг другу руку пожать, но должность предправления госбанка - это возможность наладить непубличное сотрудничество и заручиться поддержкой в Раде", - пояснил собеседник из БПП, который допускает, что должности могут быть распределены не только среди политических союзников, но и достаться конкурентам в обмен на лояльность. Формальный контроль за действиями председателя правления госбанка все-равно можно оебспечить через наблюдательный совет, формирующийся Радой и Президентом на паритетных началах.
Как рассказали источники, главными объектами политического торга могут стать должности руководителей двух госбанков: Укрэксимбанка, специализирующегося на внешнеэкономических и валютных операциях, а также Укргазбанка, который стал государственнм в период кризиса 2009-2010 гг. Оба входят в десятку крупнейших финансовых учреждений страны и ведут прибыльную деятельность. Но их нынешние руководители не имеют сильных политических покровителей. В то время как председателем правления государственного Ощадбанка является партийный соратник премьера Яценюка, его заместитель в партии "Народный Фронт" Андрей Пышный.
"Сергей Мамедов (председатель правления Укргазбанка, - ред), никогда политикой не занимался, он привел в порядок "Укргазбанк" после кризиса, но Мамедов - "ничей". Его легко могут заменить сговорчивым партийным ставленником, желающие уже выстроились в очередь", - пояснил один из банкиров. Глава Укрэксима Александр Гриценко, по мнению финансистов, также не будет проявлять чудеса политической сговорчивости: у него за плечами руководящий опыт в лондонских офисах StandardBank и Banque Havilland S.A. На уточняющий вопрос о том, что будет с госбанками после прихода туда людей по политическим квотам, один из известных банкиров философски заметил: "А кого это сейчас волнует?".
Опрошенные эксперты не сомневаются, что сразу после назначения нового состава Кабмина на действующих глав государственных банков, чьи должности попали под квотное распределение, начнут обнародовать компроматы, включая выдуманные документы. Это будет стартом борьбы за госбанки.