Инаугурационная речь новоизбранного Президента Украины Петра Порошенко вызвала своим новаторством столько положительных отзывов со стороны экспертов, журналистов и политиков, как отечественных, так и зарубежных, что негатив, вызванный "неожиданным" появлением на официальном приеме в "Художественном Арсенале" бесчисленного количества одиозных персонажей, можно считать маленькой ложкой дегтя в бочке меда.
Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина
Инаугурационная речь новоизбранного Президента Украины Петра Порошенко вызвала своим новаторством столько положительных отзывов со стороны экспертов, журналистов и политиков, как отечественных, так и зарубежных, что негатив, вызванный "неожиданным" появлением на официальном приеме в "Художественном Арсенале" бесчисленного количества одиозных персонажей, можно считать маленькой ложкой дегтя в бочке меда.
На самом деле, беспокойство должен вызывать не персональный состав приглашенных, который в значительной мере определялся формальными требованиями куртуазности и протокола, а подозрение, что новоизбранный Президент, пригласив на прием немало людей из окружения бывших Президентов, в частности, и Януковича, решил опираться на тот же господствующий класс, что и его предшественники.
Азы политической науки утверждают, что государственная власть, несмотря на необходимость определенным образом согласовывать антагонистическое стремление членов общества и улаживать разнообразные социальные противоречия, тем не менее всегда осуществляется в интересах отдельных социальных групп, на поддержку которых опирается. Учитывая это, вполне естественно поставить вопрос: интересы какой социальной группы собирается защищать новоизбранный Президент Украины и на чью поддержку рассчитывает в первую очередь.
Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от ответа на другой: какая социальная группа была двигателем событий на Евромайдане, которые в конечном итоге и привели Петра Порошенко в президентское кресло.
По большому счету ответов может быть не так и много: это или полумифический "средний класс", который решительно восстал против тирании ради европейского демократического будущего Украины или вполне реальные олигархи, возмущенные наглостью Януковича и "семьи" в нелегком деле самообогащения за счет других. Еще одним вариантом могут быть крупные геополитические игроки ЕС и США, заинтересованные в том, чтобы вырвать Украину из объятий Российской Федерации.
Скорее всего, все эти три ответа правильные, поскольку интересы всех вышеупомянутых актеров совпали в пространстве и времени, образовав единый вектор силы, направленный против криминального режима Януковича.
Однако, свержение Януковича во второй раз после Оранжевой революции обнажило очевидную истину: интересы крупного бизнеса и олигархии совпадают с интересами нынешней политической элиты. Именно поэтому большинство крупных политических проектов создаются олигархами и ориентируются на широкие слои, преимущественно обнищавшего населения. Банальная логика - таких людей больше, купить их голоса дешевле, чем бороться за признание и голоса производительной части общества. Как показывает политический процесс, в Украине олигархам легче принять концепцию патерналистского государства, к которой так привыкли украинцы за времена советской власти, и бросать время от времени "голоте" объедки с барского стола, чем, согласившись с концепцией либерального государства, изменить правила игры и допустить к барскому столу пришельцев из "среднего класса", само существование которого составляет серьезную угрозу нынешней политической системе и господству олигархии.
Под таким углом зрения приобретают вполне конкретное содержание недавние заявления "вечного революционера" Луценко о том, что Ринат Ахметов якобы является "попутчиком украинской революции". Вместе с заявлением о готовности возглавить пропрезидентскую партию "Солидарность" слова Луценко дают немало оснований сомневаться в желании новой команды проводить реформы, поскольку господствующий класс меньше всего заинтересован в каких-либо изменениях.
К большому сожалению, "средний класс", под которым в данном случае следует понимать наиболее продуктивный слой общества, несмотря на рост гражданской активности после событий на Майдане до сих пор не смог создать мощную политическую партию, которая бы артикулировала и отстаивала его интересы. Тем более среднему классу не удалось перетянуть на свою сторону "молчаливое большинство", которое, как показали выборы в Киевсовет, декларирует свое желание перемен, но и далее поддерживает "бывших".
В любом случае имеющиеся тенденции общественно-политического развития неизбежно приведут либо к появлению такой политической силы, либо к исчезновению в Украине производительного класса как такового, что фактически будет означать необратимое, хотя и отсроченное исчезновение украинской государственности.
Также нужно осознавать, что на самом деле только военно-политическое противостояние на Донбассе позволяет удерживать хрупкий мир между "героями революции достоинства" и "участниками олигархического заговора". Но так не будет продолжаться вечно: долгое время балансировать между стремлением первых радикально изменить правила игры в обществе и желанием вторых сохранить господствующий статус-кво новоизбранному Президенту Украины не удастся.
Рано или поздно Петру Порошенко нужно будет определяться.