С 2014 г. примерно треть потребляемого Польшей природного газа будет поступать по морю в сжиженном виде через новый порт в Свиноуйсьце. С помощью Европейского союза его подключат к трубопроводной системе Центральной и Южной Европы, передает Deutche Welle.
В Свиноуйсьце на северо-западе Польши у самой границы с Германией началось строительство терминала по регазификации сжиженного природного газа (СПГ). Консорциум из польских, итальянских, французских и канадских фирм вложит в его сооружение примерно 725 млн евро. Это крупнейший инвестиционный проект в истории страны после крушения социалистического строя.
С 2014 г. терминал, оператором которого станет компания Polskie LNG, сможет ежегодно принимать до 5 млрд куб. м газа, что соответствует примерно трети потребляемого в настоящее время в Польше природного газа. После строительства дополнительного газового хранилища мощность нового порта на Балтийском море возрастет до 7,7 млрд куб. м.
"Реализация этого проекта позволит Польше добиться энергетической независимости и укрепит энергетическую безопасность всей Европы", - заявил на официальной церемонии начала строительства польский премьер-министр Дональд Туск. По его словам, новый порт в Свиноуйсьце задуман как составная часть создаваемого в ЕС энергетического коридора Север - Юг. Предполагается, что регазификационный терминал при финансовой помощи ЕС подключат к трубопроводной системе Центральной и Южной Европы, так что через него смогут идти поставки СПГ в страны без выхода к морю.
Пока Польша закупает примерно 60% необходимого ей газа в России. По трубопроводам с востока ежегодно поступают порядка 10 млрд куб. м. С вводом в действие СПГ-терминала в Свиноуйсьце в польской энергетике значительно возрастет роль Катара, c которым уже достигнуты договоренности о долгосрочных поставках.
Польский регазификационный терминал сооружают примерно в 70 км от того места, где из вод Балтийского моря на территорию Германии выходит газопровод Nord Stream, первая ветка которого будет сдана в эксплуатацию осенью 2011 г. Такое соседство уже породило двусторонние конфликты.
Так, польская сторона потребовала проложить трубу глубже, чем первоначально планировалось, чтобы обеспечить заход в порт Свиноуйсьце крупных танкеров с СПГ. В свою очередь немецкая сторона попыталась блокировать выделение терминалу средств ЕС, выразив опасение, что он может нанести ущерб окружающей среде.