Почему рынок первичной недвижимости идет на «спад»?
Строительные компании Украины, которые брали валютные кредиты для завершения реализации своих проектов, больше других пострадают от девальвации гривни, поскольку вынуждены будут держать привязку цены квадратного метра к доллару.
Строительные компании, которые брали валютные кредиты для завершения реализации своих проектов, больше других пострадают от девальвации гривни, поскольку вынуждены будут держать привязку цены квадратного метра к доллару. Такое мнение высказал руководитель отдела продаж одного из киевских ЖК - Дмитрий Шостя.
По словам эксперта, многие крупные компании даже после кризиса 2008 - 2009 года брали в украинских и западных банках валютные займы, поскольку намеревались сэкономить на процентной ставке. "Разница по сравнению со стоимостью гривневых кредитов, как правило, была не менее, чем двукратной. Это позволяло застройщикам увеличивать маржу и при этом даже немного демпинговать по цене по сравнению с конкурентами, получавшими гривневое финансирование. Обозначение стоимостью "квадрата" в долларах казалось обывателю чистой формальностью и не имело особого значения в период валютной стабильности. Хотя на самом деле именно в долларах происходил возврат кредита", - говорит Д. Шостя.
Однако после событий февраля-марта, когда гривня обесценилась на 50%, а также во время второй волны девальвации в июле - августе такие застройщики столкнулись с диллемой: повышать цены пропорционально росту курса доллара или же держать стоимость квадрата "в рынке".
"Оба варианта, к сожалению, оказались проигрышными. Поскольку заниженные цены не дают возможности своевременно и в полной мере рассчитываться по кредиту, а цены, пропорциональные курсу доллара - отпугивают покупателей", - отмечает Д. Шостя. В этой ситуации в выигрыше оказываются застройщики, получившие финансирование в гривне. Например, партнеры Государственного ипотечного учреждения. "Несмотря на более высокую изначальную цену кредитов, сегодня такие компании не должны резко повышать стоимость квадрата, а могут гибко реагировать на спрос", - говорит эксперт.
Источник: UBR