8 декабря Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики был рассмотрен законопроект № 1171, призванный ужесточить контроль в сфере употребления и продаж пива и слабоалкогольных напитков. В первом чтении документ был принят Верховной Радой еще 5 марта и за это время успел обрасти 57 поправками. После длительной паузы, комитет наконец провел заседание по подготовке документа ко второму чтению.
В процессе доработки были учтены конструктивные предложения народных избранников. Однако, по мнению представителей комитета, даже в доработанном виде документ не отвечает поставленным задачам и не может заложить прочную законодательную базу под регулирование обращения и продаж пива и слабоалкогольных напитков.
Комментируя причину длительной задержки в подготовке документа, С. Терехин отметил, что в это время Комитет работал над приближением отечественного законодательства в сфере регулирования производства и обращения алкогольных напитков к европейским стандартам.
Так, Комитет подготовил альтернативный, более глубокий и отвечающий национальным интересам законопроект. Первая часть нового документа - глоссарий. Ведь очевидно, что существует огромная разница между напитками, в которых алкоголь образуется естественным путем, и теми, куда добавляется спирт. Таким образом, целесообразно разделить алкогольные и спиртсодержащие напитки как чисто терминологически, так и с точки зрения регулирования их производства и обращения. Данная позиция отвечает общей тенденции законотворчества в вопросах регулирования рынка производителей алкогольных напитков в Европе.
С другой стороны, Терехин акцентировал внимание собравшихся на том, что работа Комитета по рассмотрению данного законопроекта сопровождается огромным давлением. При этом депутатов Комитета обвиняют в лоббировании интересов производителей пива и затягивании процесса подготовки документа ко второму чтению.
В своих выступлениях члены Комитета также отметили, что вопросы регулирования рінка пива давно обрели политический оттенок и используются как PR-инструмент в предвыборной гонке. Поэтому, чтобы исключить социальную составляющую и принять действительно взвешенное решение в интересах потребителей, производителей и государства было внесено предложение перенести рассмотрение законопроекта № 1171 на период после выборов.
Поддерживает эту позицию и отраслевая ассоциация. Как отметил Игорь Товкач, исполнительный директор ЗАО «Укрпиво», первая редакция законопроекта не решает все вопросы регулирования, поскольку направлена, в основном, на запреты. При этом он отметил, что пивовары готовы поддержать законопроект в изначальном, авторском варианте.
Однако версия Комитета импонирует отрасли больше - не смотря большую жесткость по отношению к производителям, она снимает огрехи авторского варианта документа. При этом пивовары категорически против внесения законопроекта в зал до выборов, поскольку некоторые из предложенных правок в случае их принятия на волне предвыборного популизма просто уничтожат отрасль.
При этом в ЗАО «Укрпиво» предлагают рассматривать законопроект № 1171 совместно с законопроектом № 4784 «Об усилении ответственности за реализацию несовершеннолетним и незаконную реализацию алкогольных напитков и табачных изделий», также принятым в первом чтении. По сути, эти проекты представляют две стороны медали - регулирование производства и обращения пива и администрирование этих процессов. Поэтому вполне логичным выглядит проведение совместного заседания Парламентских комитетов по вопросам таможенной и налоговой политики и по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности с целью выработки единых подходов к решению этих вопросов.
Подводя итоги заседания комитета, Сергей Терехин отметил, что рассматриваемый законопроект является временным и не способен стать документом, комплексно решающим вопросы регулирования и обращения пива и слабоалкогольных напитков. Поэтому он будет рекомендовать депутатам отправить его на повторное второе чтение. Сейчас в интересах всего украинского народа необходимо собрать лучший европейский и мировой опыт, учесть конструктивные предложения народных депутатов, экономистов, экспертов, производителей и принять взвешенное и хорошо продуманное решение.
Стоит помнить, что цена ошибки и популизма в этом случае слишком высока - благополучие 300 тысяч украинских семей, доходы которых напрямую связаны с пивоваренной и смежными отраслями, а также десятки миллиардов гривен, которые может недополучить бюджет в случае остановки работы пивоваров.
Виктор Еремеенко