Основатель одной из крупнейших в России сетей бытовой техники "Эльдорадо" Игорь Яковлев занялся новым бизнесом, сообщает "Коммерсант-Украина". По Данным источника издания, Яковлев инвестирует около 150 млн долл. в создание сети недорогих обувных магазинов Kari в России, Польше, Казахстане и Украине. Только до конца 2012 г. должно быть открыто 150 торговых точек.
О новом проекте рассказал топ-менеджер московской обувной сети. По его информации, магазины Kari будут продавать женскую и мужскую обувь под собственными брендами, произведенными по заказу. Оператором стало ООО "Кари", возглавил компанию экс-финдиректор "Эльдорадо Украина" Валентин Дмитриев, подтвердил Игорь Яковлев.
Он планирует вложить в обувной бизнес около 150 млн долл. в первый год. Магазины "доступной обуви" будут открываться в России, Польше, Украине и в Казахстане, первые точки появятся в июле, до конца года их должно стать 150, "если удастся найти подходящие помещения" (примерно половина - в России). Площадь составит в среднем 300 кв. м. Заказ на первую партию уже размещен в Китае.
Яковлев присматривается к новым проектам с 2009 г. Тогда он лишился контроля над "Эльдорадо": чешская PPF и итальянская Generali подписали соглашение о конвертации части кредита сети (примерно 300 млн долл. из 500 млн долл.) в контрольную долю (50% плюс 1 акция) и доли в девелоперских проектах господина Яковлева - Advantage Group и "Реал Эстейт Девелопмент". В сентябре 2011 г. Яковлев продал оставшиеся 50% акций "Эльдорадо" PPF: в отчетности группы сообщалось, что для сделки вся сеть была оценена в 500 млн долл. После этого у него остался в собственности бизнес "Эльдорадо" в Украине (91 магазин) и 51% крупнейшей сети бытовой техники в Казахстане "Сулпак".
Обувной розницей бизнесмен интересуется примерно с весны 2011 г.: он вел переговоры о покупке сети Obuv.com (около 50 магазинов), рассказали участники рынка, но сделка не состоялась, говорит один из источников.
По данным Euromonitor, рынок обуви в России в 2010 г. вырос на 16,5%, до 18,7 млрд долл., в 2011 г. он должен был вырасти до 21,8 млрд долл. В 2012 г. ожидается рост на 17%. Емкость рынка на Украине, в Казахстане и Польше значительно меньше: по оценкам Euromonitor, 1,78 млрд долл., 998 млн долл. и 2,85 млрд долл. в 2010 г. соответственно. Быстрее всех растет украинский рынок - на 18% ежегодно, медленнее всех - польский (менее 2%). Все четыре рынка слабо консолидированы. В России лидером является сеть "Центробувь" (более 500 магазинов) с долей всего 3,8% в 2010 г., за ней следуют продавцы спортивной обуви Adidas (2,4%) и Nike (1,4%). В Польше у крупнейшей сети NG2 всего 4,4% местного рынка, в Украине у оператора "Интертоп" - 10%.
Гендиректор "Центробуви" Андрей Нестеров предупреждает, что одежная и обувная розница отличается от торговли бытовой техникой или продуктами питания: большую роль играет опыт в формировании успешных коллекций. Зато у обувного бизнеса высокая маржа: "Центробувь" в 2010 г. показала рентабельность по EBITDA на уровне 20-22%. E крупнейших продуктовых ритейлеров этот показатель в 2011 г. не превышает 8%, у сетей бытовой техники и электроники в первом полугодии 2011 г. он был чуть выше 4%.