Образовательные инициативы правительства имеют целью сокращение финансирования образования, - эксперт
Образовательные инициативы Азарова-Табачника имеют целью сокращения финансирования сферы образования в соответствии с требованиями МВФ и приведут к росту коррупции на уровне Министерства образования и науки. Такое мнение высказала эксперт по образовательным реформам Центра исследования общества Инна Совсун.
Министр образования и науки Дмитрий Табачник пояснил, что нынешнее количество вузов требует значительных затрат государственного бюджета, и поэтому должна быть сокращена. Из этого, по мнению эксперта, логически вытекает, что в целом произойдет не перераспределение бюджетных средств в пользу ведущих университетов страны, а простое сокращение финансирования образовательной сферы. Такое развитие событий соответствует требованиям МВФ по сокращению социальных расходов, однако совершенно не принимает во внимание существующей ситуации в украинском образовании, считает она.
При этом, И.Совсун отметила, что действует статья 62 Закона Украины "Об образовании", согласно которому «Государство обеспечивает бюджетные ассигнования на образование в размере не меньшем десяти процентов национального дохода, а также валютные ассигнования на основную деятельность. Однако исполнение закона, в отличие от требований международных финансовых учреждений, очевидно, является не обязательным для украинского правительства.
«Президент Украины Виктор Янукович поставил задачу о вхождении тройки украинских университетов в список 500 лучших университетов страны. Каким образом это можно сделать при уменьшении и без того скудного финансирования вищох образования остается непонятным », - считает эксперт.
Настораживает также то, что оптимизация сети учебных заведений будет проводиться на основе формальных количественных показателей, как-то количество докторов наук, постоянно работающие в университете.
«Учитывая чрезмерную забюрократизированность и коррумпированность системы БАК, статус доктора наук давно перестал гарантировать высокое качество научных исследований и, соответственно, не может служить критерием оценки качества преподавания в вузах. Зато о таких критериях как-то индекс цитирования, количество преподавателей с зарубежными дипломами или даже перечень публикаций господин министр не упоминал. Результатом такого подхода станет продолжение традиционного "опрокидывание" докторов наук из одного университета в другой накануне аттестации. Соответственно, это приведет к росту коррупции в сфере высшего образования, в частности на уровне Государственной аккредитационной комиссии», - резюмировала И.Совсун.