ОАО "Лукойл" не исключает в будущем продажи сети АЗС в РФ
ОАО "Лукойл" не исключает в будущем продажи сети АЗС в России. Такая мера позволила бы существенно сократить расходы на ведение бизнеса в сегменте, который не является основным для нефтяных гигантов. Однако для потребителей эффект таких изменений может оказаться негативным, передает РБК daily.
Не дожидаясь императивного вывода своего розничного сегмента на аутсорсинг (идея, которую лоббирует Федеральная антимонопольная служба России), нефтяники решили самостоятельно инициировать этот процесс. Как заявил вчера на заседании подкомитета Торгово-промышленной палаты по моторным топливам начальник главного управления координации сбыта нефтепродуктов "Лукойла" Вадим Воробьев, на сегодняшний день на долю компании приходится примерно 35-40% всех АЗС в России. При этом розничный сегмент давно перестал быть высокодоходным. Более того, при сохранении постоянных затрат существенно возросли административные риски. В связи с этим В.Воробьев предположил, что в рамках "эволюционного процесса" российские мейджоры по примеру своих западных коллег могли бы перевести розничные сбыты на аутсорсинг.
В частности, по словам вице-президента "Лукойла", это дало бы возможность существенно экономить на управленческих затратах. "У нас эти затраты втрое выше, чем в Европе", - отметил вице-президент. Заместитель начальника управления развития сбыта "Лукойла" Татьяна Бурмагина пояснила, что до января 2011 г. доходы от розничного сегмента еще позволяли покрывать расходы на него, но из-за ограничения цены в рознице при сохранении роста в опте маржа будет снижаться и дальше. "Компании, конечно, могут перераспределять ресурсы, но в сложившейся ситуации становится целесообразной передача АЗС в управление и аренду независимым предпринимателям с их упрощенным налогообложением и отсутствием социальной нагрузки", - отметила Т.Бурмагина. Она также оговорилась, что в рамках этой стратегии на аутсорсинг могут быть переданы и другие вспомогательные функции, такие как вторичная логистика, техоб¬служивание объектов и их материальное обеспечение. За компанией при этом останется обязанность нефте¬продуктообеспечения. В то же время, по ее словам, в случае с франчайзингом существует риск потери качества.
"Десять лет назад в рознице были деньги. Теперь маржа упала, реальных доходов нет, оборудование надо менять, цена содержания АЗС увеличивается. Это в итоге сказывается на качестве отпускаемого топлива", - соглашается президент Московского межрегионального нефтяного союза Галина Зинкина. Она также напомнила, что у самого "Лукойла" был печальный опыт франчайзинга, когда под брендом компании частные сбытовики продавали топливо низкого качества. Чтобы избежать такого развития событий, компании будут вынуждены усилить контроль реализуемой под их маркой продукции. Это, в свою очередь, неизбежно повлечет увеличение тех самых управленческих затрат, которые в "Лукойле" предлагают сокращать за счет вывода сбытового сегмента.
Исполнительный директор Россий¬ского нефтяного союза (РНС) Григорий Сергиенко считает, что такая форма передачи розничного бизнеса малым компаниям не изменит саму систему отношений на рынке, поскольку АЗС будут вынуждены закупать продукцию только у той корпорации, под чьим брендом они работают. С ним соглашается Г.Зинкина, по словам которой компании выгоднее не полностью передать АЗС на аутсорсинг, а "поставить там своих людей".
Другим препятствием на пути вывода розничного бизнеса на аутсорсинг может стать позиция самих НК. Так, по мнению главы РНС, несмотря на то что основные претензии со стороны властей касаются именно розницы, кроме "Лукойла" на добровольный выход из этого бизнеса может пойти разве что "либеральная ТНК-ВР". "На сегодняшний день стратегия некоторых компаний направлена, напротив, на наращивание числа собственных АЗС. Большинство компаний скорее всего откажутся от сбытового сегмента только под давлением ФАС и правительства", - полагает эксперт.
Решением, которое могло бы действительно изменить ситуацию в розничном сегменте к лучшему, является, как полагает Г.Сергиенко, развитие биржевой торговли.