Минэнергоугля 9 октября 2013 г. распространило данные, согласно которым НПЗ и ГПЗ Украины в январе-сентябре 2013 г. снизили переработку нефтяного сырья на 34,1% (на 1,2 млн т) по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. - до 2,3 млн т. Об этом сообщает "Коммерсант-Украина".
Предприятия сократили выпуск бензина на 43,4%, до 731,5 тыс. т, дизтоплива - на 35,8%, до 700,8 тыс. т, мазута - на 37%, до 367,8 тыс. т. В Минэнергоугля сообщили, что в стране работали только три из семи предприятий: Кременчугский, Одесский НПЗ и Шебелинский ГПЗ.
Для того чтобы украинские НПЗ смогли вновь наращивать переработку, государство должно либо ввести пошлины на импорт нефтепродуктов, либо ввести налоговые льготы.
"Кабмин уже рассматривал возможность введения антидемпинговых пошлин против импортируемых в страну нефтепродуктов. Но поскольку против этого протестуют посольства западных государств - например Литвы,- которые ссылаются на нормы ВТО, есть и другие возможные варианты, например введение льгот для НПЗ", - сообщил источник в Минэнерго.
Как заявил председатель правления ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко, за девять месяцев переработка нефти на нем снизилась на 18,6%, до 1,8 млн т.
"Перерабатывать больше было экономически невыгодно", - заявил Овчаренко, отказавшись от подробных комментариев.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук сказал, что во многом загрузку Кременчугского НПЗ обеспечивал экспорт дизтоплива в страны Восточной Европы.
"Но стоимость топлива на этих рынках летом снизилась, и завод значительно ухудшил свои показатели", - отметил эксперт.
Шебелинский газоперерабатывающий завод сократил переработку газового конденсата за три квартала на 10,8%, до 450,8 тыс. т. По словам пресс-секретаря "Укргаздобычи" Геннадия Кобаля, уменьшение объемов переработки связано с тем, что 1 июля закончился срок действия принятого в 2012 году постановления Кабмина, продлевавшего на год стандарты на топливо "Евро-3", которому отвечают нефтепродукты ГПЗ. В середине августа Министерство экономического развития и торговли обнародовало приказ о продлении до 1 ноября 2013 г. стандарта качества "Евро-3" для дизельного топлива. А Минэнерго направило в Кабмин проект постановления, которым продлевается использование "Евро-3" для бензина и дизтоплива до конца 2015 г. Однако постановление до сих пор не принято.
В сентябре после длительного простоя возобновил переработку подконтрольный группе ВЕТЭК Одесский НПЗ, который, по данным Минэнерго, с начала месяца переработал 58,8 тыс. т нефти. Планы по возобновлению переработки, судя по всему, есть и у Лисичанского НПЗ, отметил директор консалтинговой компании "А95" Сергей Куюн. Как сообщили в пресс-службе ЛИНИКа (Лисичанский НПЗ), завод начал капитальный ремонт технологических объектов.
"В настоящий момент осуществляется подписание договоров с поставщиками оборудования и подрядными организациями, которые будут задействованы в реконструкции завода", - заявили в пресс-службе ЛИНИКа. Напомним, что деятельность Лисичанского НПЗ была остановлена в марте 2012 г. В конце прошлого года "Роснефть" выкупила НПЗ у предыдущих хозяев.
Большинство украинских НПЗ прекратили переработку нефти в прошлом году из-за отрицательной рентабельности. Это было связано с тем, что пошлина на экспорт нефти из стран Таможенного союза в полтора раза выше, чем пошлина на экспорт готовых нефтепродуктов. Имея налоговое преимущество, российские и белорусские НПЗ вытеснили с украинского рынка продукцию местных производителей. Это привело к росту цен на рынке. Так, по данным Минэнерго, в 2004-2005 г. рост цен на рынке нефтепродуктов составил 1,6%. Доля продукции НПЗ тогда достигала не менее 87%. После отмены пошлин на импорт нефтепродуктов доля НПЗ неуклонно снижалась. Одновременно с ростом доли импортеров на рынке росли и цены на нефтепродукты, которые повысились с января 2012 г. на 9,5%.
Вчера, выступая на заседании комитета Верховной рады по ТЭК, руководитель координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Роман Опимах заявил, что нефтепереработку следует внести в перечень приоритетных отраслей украинской экономики. Тогда, согласно нормам закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики", НПЗ получат льготное налогообложение прибыли 0% до 2017 года, 8% - к 2022 году, а также освобождение от ввозной пошлины и другие льготы.
Льготное налогообложение способно помочь НПЗ, но этого мало, поскольку сегодня до 30% рынка занимают контрабанда и фальсификат, которые подрывают экономику тех участников рынка, которые платят все налоги, говорит Сергей Куюн.
"Контрабандисты и фальсификаторы за счет неуплаты налогов и худшего качества могут продавать нефтепродукты на 20-25% дешевле НПЗ. Поэтому, если не поставить реальный заслон фальсификату и контрабанде нефтепродуктов, загрузить заводы будет невозможно", - отмечает эксперт.