Новый УПК вряд ли будет принят в предложенной редакции, - адвокат
Проект Уголовно-процессуального кодекса (УПК) соответствует современным реалиям, и он лучше, чем действующий УПК. Однако, вряд ли проект УПК будет принят в существующем виде, поскольку в этой редакции проект существенно сужает полномочия прокуратуры и увеличивает роль суда. Так адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Николай Буртовой прокомментировал необходимость принятия нового УПК, проект которого на прошлой неделе опубликовало Министерство юстиции.
«Как утверждают авторы законопроекта, новый УПК внедряет реальную состязательность сторон в доказывании вины или невиновности лица в совершении преступления. По проекту и сторона обвинения, и сторона защиты имеют равные права в уголовном процессе. Кроме этого, среди новелл проекта является отсутствие понятия «возбуждение уголовного дела». Следствие начинается после внесения записи в Единый реестр досудебных расследований. В связи с этим, отменяется право лица обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела, по нашему мнению существенно сужает возможности защиты от уголовного преследования», - отметил адвокат.
По проекту, ликвидируется процедура возвращения дела на дополнительное расследование, что по убеждению авторов законопроекта увеличит количество оправдательных приговоров до 30%. «По нашему мнению, данная новелла имеет как положительные, так отрицательные последствия. С одной стороны, лица не будут находиться годами под стражей, пока прокурор и суд играют с уголовным делом, то направляя его в суд, то возвращая на дополнительное расследование. С другой, соглашусь с некоторыми практикующим адвокатами, что это позволит освобождать некоторых лиц от уголовной ответственности, в результате предвзятого расследования несознательными следователями и прокурорами и не доведением их вины в суде», - считает Буртовой.
По его мнению, позитивными изменениями является расширение круга мер пресечения, не связанных с лишением свободы. Среди них: личное обязательство, личное поручительство, залог и домашний арест. При этом, содержание под стражей является исключительной мерой пресечения, которая применяется исключительно в случае, если прокурор докажет, что ни одна из более мягких мер пресечения не сможет предотвратить риски неисполнения подозреваемым или обвинителем его обязанностей.
Проектом УПК четко нормируется вопрос о проведении негласных следственных действий, проводимых и в настоящее время, но которые урегулированы многочисленными внутренними актами правоохранительных органов и являются закрытыми для ознакомления посторонними.
«Следует обратить внимание, что у прокуратуры отобрали и передали в СБУ полномочия по расследованию уголовных дел в отношении лиц, занимающих особо ответственное положение, согласно части первой ст. 9 закона «О государственной службе», лиц, должности которых отнесены к 1-3 категории должностей, судей и работников правоохранительных органов, кроме работников СБУ», - подчеркнул адвокат.
Также полностью новой нормой является рассмотрение уголовного дела на основании соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и между прокурором и подозреваемым, обвиняемым о признании виновности. «Если суд убедится, что соглашение может быть утверждено, он выносит приговор, которым утверждает соглашение и назначает согласованную сторонами меру наказания», - считает Буртовой.
Действующий УПК был принят в 1960 г.