Наличие многих коллизий налогового законодательства обусловливает необходимость внесения изменений в нормы Налогового кодекса Украины (ПК). Ассоциация «Украинский кредитно-банковский союз» (УКАБ) направила в НБУ как субъекта законодательной инициативы предложения по внесению изменений в ПК.
По мнению экспертов, их учет позволит снять столкновения между нормами фискального законодательства, устранить условия для коррупционных действий, а также уменьшить вероятность возникновения спорных ситуаций между контролирующими органами, страхователями, выгодоприобретателями и налогоплательщиками.
Предложения, рекомендованные в ст. 69 ПК, касающейся порядка открытия счетов физическим лицам, которые проводят независимую профессиональную деятельность, направлена на восстановление правового регулирования порядка уведомления налоговых органов о счетах клиентов, который существовал до 01.01.2011. Ведь из-за отсутствия ресурсов и полномочий для доступа к информации в государственных реестрах, которые дают возможность оперативно получать достоверные данные о регистрации клиента, банки не могут выполнить правила ПК по самостоятельной проверки статуса клиента как субъекту хозяйствования. Предложенные УКБС изменения определят обязанность предоставления финучреждениями сообщений налоговым органам только о счетах, используемых для осуществления физическими лицами хозяйственной деятельности.
Также, представителями банковского сообщества представлены предложения по уточнению п. 165.1.27, касающегося выполнения банками функций налоговых агентов при налогообложении НДФЛ страховых выплат. УКБС предлагает определить, не являются объектом налогообложения сумма страхового возмещения, полученная третьим лицом - выгодоприобретателем в погашение задолженности налогоплательщика перед таким третьим лицом от страховщика-резидента (если возмещение осуществляется по договору страхования имущества налогоплательщика, которое является объектом залога).
По сбору за специальное использование воды УКБС предложено определить, что сбор не взимается за воду, которая используется для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей субъектов хозяйствования - вторичных водопользователей. Аргументируя внесения этих изменений в ПК, УКБС отметил, что дополнение исключений соответствует самой природе сбора, который до 01.01.2011 г. не платили предприятия, использовавшие воду для удовлетворения собственных потребностей.
Также, УКБС предложил разграничить в ПК термины «пункт продажи иностранной валюты» и «операционные залы, кассы и другие структуры подразделений банков, осуществляющих валютно-обменные операции». Поскольку неопределенность понятий стала причиной побуждения всех подразделений банков (в функции которых относятся операции с наличными валютными ценностями) покупать торговые патенты на осуществление валютно-обменных операций. Это приводит к искусственному увеличению налоговой нагрузки на банки, осуществляющие обмен валют.
«Эксперты УКБС считают, что наличие этих и других коллизий налогового законодательства обусловливает необходимость внесения изменений в нормы ПК. Ведь главный фискальный документ принят для упрощения порядка администрирования и уплаты налогов, чем мешает внедрению новых сборов, необоснованных требований и возложение на банки несвойственных функций в сфере налогообложения, - отметила генеральный директор УКБС Галина Олифер. - Такая ситуация заставила наше объединение обратиться к регулятору как субъекта законодательной инициативы, который может инициировать внесение изменений в ПК».