ua en ru

Норму о введении налога на доходы от депозитов с 2011 г. могут прописать в законе о бюджете на следующий год, - аналитики

В новом Налоговом кодексе (НК), принятом Верховной Радой Украины (ВР) 18-го ноября внесены несколько важных корректив в деятельность банковского сектора. О влиянии нового НК на банковский сектор говорится в материалах «Лиги финансового развития».

Введен налог на доходы от депозитов. Ставка налога - 5%. Налог вступает в силу с 2015 г.

В целом, поскольку налог на депозиты вступает в силу только в 2015 г., предполагается, что его влияние на банковский сектор будет несущественным, поскольку к тому моменту отрасль, вероятнее всего, полностью восстановится от кризиса, а банки успеют провести разъяснительную работу среди вкладчиков и предложить им альтернативные депозитам продукты.

Однако проблема администрирования этого налога по-прежнему не решена. Предполагается, что банк, как налоговый агент, должен взимать данный налог с вкладчиков и перечислять его в госбюджет. Вопрос в том, как конкретно банки должны подавать отчетность в Налоговую - по каждому вкладчику отдельно (возникает проблема раскрытия банковской тайны) или нет. По словам банкиров, уже сейчас наблюдается отток крупных вкладов с депозитов: владельцы крупных сумм денег (в основном клиенты Private banking) опасаются передачи информации о своих счетах налоговой администрации. Кстати, сама ГНАУ, согласно Налоговому кодексу, обязуется не разглашать данные о налогоплательщиках (в том числе информацию, составляющую банковскую тайну) третьим лицам без их письменного согласия.

Кроме того, отсрочка до 2015 г. по словам депутата ВР Станислава Аржевитина, всего лишь «отмазка» перед банками: норму о введении налога уже с 2011 г. могут прописать в законе о бюджете на следующий год.

Банки смогут относить на валовые расходы резервы, сформированные в размере 30% (до 2012 г.) и 20% (с 2012 г.) от суммы кредитного портфеля.

Норма о 30% резервов существенно ситуацию не изменит: согласно регулярной отчетности, предоставляемой банками в НБУ, на 1 октября 2010 г. только 5 банков из первой и второй групп сформировали резервы больше 30% кредитного портфеля (в том числе рекапитализированные банки). При этом средний показатель резервирования по кредитам в банках первой и второй группы был на уровне 17,8% (исключая рекапитализированные банки и банк Надра).

Безусловно, наращивание резервов в банковской системе продолжится, однако увеличение будет происходить куда меньшими темпами, чем в 2009-2010 гг.

Однако данная норма НК может поспособствовать тому, что некоторые банки будут активнее списывать проблемные кредиты либо возвращать их в ранг непроблемных. В частности, на сегодня «Сведбанк», дочерний банк «Сбербанка» России и «Кредитобанк» уже сформировали резервы под проблемные кредиты на уровне больше 30% кредитного портфеля. Этим банкам придется либо списать часть долгов, либо заняться их более активным возвратом.

В свою очередь норма об отнесении на валовые расходы резервов, сформированных только на уровне 20% портфеля, может вынудить банки скрывать проблемную задолженность, поскольку вряд ли к 2012 г. они смогут очистить портфели ниже данного уровня.

Налоговым кодексом вводится понятие «обычная процентная ставка» (по депозиту/кредиту).

Проблема данного термина в том, что на сегодня банкиры по-разному трактуют это понятие. Одни считают, что обычная процентная ставка применяется банками только при сделках со связанными лицами и, следовательно, практически не влияет на налогообложение финучреждений. Другие - что обычная процентная ставка является модификацией термина «справедливая рыночная цена», фигурирующего в НК и используемого достаточно часто при вычислении базы налогообложения. Поскольку единогласного понимания данного термина нет, он требует разъяснений со стороны Налоговой.

Налоговая администрация может получать от банков справки об открытии счетов клиентами, а на основании решения суда - информацию о суммах на счетах и обороте средств по ним, включая информацию о неполучении компаниями валютной выручки вовремя

Данные положения были закреплены в статье закона о банках и банковской деятельности, однако на практике банки в основном отчитывались перед ГНАУ и Госфинмониторингом только о подозрительных счетах (например, счет открывается на очень короткий промежуток времени, на него вносится крупная сумма наличными, а затем счет закрывается).

Страховой резерв банка формируется и списывается банком в соответствии с методикой, разработанной Нацбанком.

Таким образом, Налоговая администрация официально признала право банков списывать проблемную задолженность в соответствии с методикой НБУ, разработанной недавно. Однако действительно ли ГНАУ позволит банкам списывать подобным образом задолженность и не найдется ли подводных камней при этом - не известно.

Из списка плательщиков единого налога исключены предприниматели, занимающиеся финансовой деятельностью (в том числе кредитные и страховые брокеры), рекламной деятельностью, подбором персонала, а также бухгалтера и аудиторы.

Косвенно эта норма негативно влияет на банковский сектор и исключает один из инструментов оптимизации налогообложения - ранее некоторые банки и страховые компании активно использовали услуги единоплательщиков на условиях аутсорсинга, экономя при этом на расходах (услуги таких посредников были достаточно дешевыми за счет налоговой оптимизации).

Из позитивных новаций Налогового кодекса однозначно необходимо выделить постепенно снижение налога на прибыль с 25% до 16%.