ua en ru

Nielsen будет исследовать телеаудиторию вместо GfK Ukraine

Скандал с утечкой конфиденциальной информации в компании GfK Ukraine закончился для нее потерей контракта. Со следующего года данные об аудитории телеканалов, на основании которых осуществляется продажа рекламы, будет предоставлять ее прямой конкурент - компания Nielsen, сообщает "Коммерсант-Украина".

О том, что телеканалы и рекламные холдинги, которые входят в крупнейшую отраслевую организацию Индустриальный телевизионный комитет (ИТК), заключили договор с исследовательской компанией Nielsen, рассказал глава ИТК Олег Попенко. Контракт сроком на пять лет, который начнет действовать в 2014 году, был подписан в конце декабря прошлого года. "Это позволит обеспечить рекламодателям более точные и прогрессивные системы измерения, позволяющие отслеживать окупаемость инвестиций", - приводит пресс-служба ИТК слова управляющего директора группы Nielsen в России и Северно-Восточной Европе Пола Уокера.

Последние десять лет исследование телеаудитории в Украине проводит компания GfK Ukraine. Летом прошлого года директор небольшого телеканала RuMusic Рудольф Кирнос обнародовал данные о том, что в компании произошла утечка информации в пользу частной структуры, которая предлагала каналам услуги по завышению их показателей. Сейчас исследование телеаудитории проводится в 2,5 тыс. домохозяйств (более 6 тыс. зрителей), их адреса являются коммерческой тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. На основании этих данных продается реклама на телевидении.

По заявлению Рудольфа Кирноса МВД возбудило уголовное дело, однако сотрудники правоохранительных органов до сих пор ведут досудебное следствие. Уже тогда участники рынка отмечали, что даже если доказательств вины GfK Ukraine не будет, доверие к компании подорвано, а значит, необходимо сменить исследователя.

На исследование телеаудитории, помимо Nielsen и GfK, претендовала также компания TNS. В TNS вчера от комментариев отказались. Но источник издания, знакомый с условиями подбора нового исследователя, рассказал, что ИТК официально не объявлял тендер - организация просто собрала презентации крупнейших исследователей, после чего приняла решение в пользу Nielsen. "Необходимо было принять решение быстро и тихо, чтобы это не привело к еще большим репутационным потерям", - отмечает собеседник.

Теперь для обеспечения безопасности исследования ИТК создал специальный подкомитет, который будет контролировать исследователя. "Работу GfK Ukraine практически не контролировали, компания не предоставляла ИТК никаких отчетов. Теперь рынок создал целую систему регулярного контроля", - утверждает источник в ИТК. Одним из условий ИТК стало то, что Nielsen не станет брать на работу бывших сотрудников GfK Ukraine, работавших с телеисследованиями.

Контракт с GfK Ukraine до сих пор не разорван, так как обе стороны имеют право требовать компенсаций. Согласно договору, в случае утечки информации исследователь должен возместить ИТК ущерб. Но для этого нужны стопроцентные доказательства вины GfK, а, согласно расследованию детективного агентства Kroll, в утечке могли быть виновны третьи лица - кабельные операторы, утверждает собеседник газеты в ИТК. "За них исследователь ответственности не несет, следовательно, юридически у нас нет оснований требовать возмещения", - отмечает источник. GfK Ukraine имеет право требовать от ИТК компенсацию упущенной выгоды в случае досрочного разрыва договора (контракт с компанией истекает в конце 2014 года). "Мы пытаемся разойтись без взаимных претензий, так как если скандал начнется заново, это принесет значительные репутационные потери и GfK, и ИТК",- отмечает источник в комитете. Глава медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова отметила, что о разрыве договора ей пока ничего неизвестно: "ИТК не предоставил нам никакой информации".

Выборка исследования Nielsen будет на 50% больше - в исследовании будут принимать участие 3,74 тыс. домохозяйств, но и стоимость его также будет значительно выше. Так, в прошлом году, по данным газеты, ИТК заплатил GfK Ukraine около 35 млн грн. "Обычно стоимость исследования возрастает пропорционально росту выборки. Но договор с GfK Ukraine давно не пересматривался, и его цена на сегодня ниже рыночной, поэтому стоимость исследования Nielsen будет еще больше",- отмечает собеседник издания в ИТК. Основную сумму за исследование рынка платят крупнейшие телегруппы - "Интер" Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина, StarLightMedia Виктора Пинчука, "1+1" Игоря Коломойского и "Медиа Группа Украина" Рината Ахметова. Все они, кроме "1+1", в этом году значительно повысили цены на рекламу.

Читайте также: Украинские телезрители поменяли предпочтения в выборе каналов, - GfK