Непоследовательная политика правительства в вопросе "зеленого" тарифа затронет инвестиции далеко за рамками сферы энергетики и повлечет негативный экономический эффект для страны в целом. Такое мнение высказал партнер консалтинговой компании Traficon, член совета и комитета Европейско-украинского энергетического агентства EUEA по работе с правительством Наум Рикшпун.
"Доверие к Украине снизилось в силу политических факторов. А действия правительства только усугубляют ситуацию. Если сегодня снизили тариф солнечным электростанциям, то, что мешает завтра снизить его ветровой или биоэнергетике? Сегодня энергетика, завтра транспорт, сельское хозяйство. Для развития любой страны нужны инфраструктурные проекты на сотни миллионов евро. И вот такая непоследовательность правительства в сферах, регулируемых Кабмином и нуждающихся в долгосрочных инвестициях, будет иметь тяжелые экономические последствия для Украины", - подчеркнул эксперт.
При этом он назвал незаконным распоряжение Кабмина "Об усовершенствовании системы расчетов за электроэнергию из альтернативных источников энергии" от 18 июня, которым НКРЭ рекомендуется снизить коэффициент пикового времени, применяемый при расчете "зеленого" тарифа, почти в два раза.
По мнению Рикшпуна, крупные компании, которые активно работают на рынке, и банки, которые кредитуют "солнечные" проекты, могут обжаловать указанное распоряжение Кабмина в суде.
В свою очередь, адвокат юридической фирмы Marchenko Danevych Максима Сысоев назвал указанное распоряжение Кабмина дискриминационным, так как тарифный коэффициент рекомендуется снизить только для солнечных электростанций и не снижать для малых ГЭС. "По Закону этот коэффициент применяется к двум типам производителей. То есть, Кабмин фактически осуществляет дискриминацию и антиконкурентные действия в отношении одних производителей в пользу других", - говорит Сысоев.
В то же время, по мнению старшего юриста юридической фирмы "Астерс" Ярослава Петрова, НКРЭ вправе как выполнить данную рекомендацию Кабмина (с соблюдением процедуры принятия регуляторных актов), так и отказаться пересматривать коэффициент пикового времени.
"В Законе "Об электроэнергетике" есть норма о том, что минимальный размер "зеленого" тарифа не может быть меньше, чем тариф, который рассчитывался по правилам этого Закона по состоянию на 01.01.2009 года. И тот коэффициент пикового времени, который существовал на 01.01.2009 г., должен использоваться для расчета минимального фиксированного "зеленого" тарифа. Учитывая это, если коэффициент пикового времени и будет уменьшен НКРЭ, то "зеленый" тариф все равно не должен быть меньше чем тот, который рассчитывался на 01.01.2009 года", - отметил юрист.
По устоявшемуся мнению участников рынка, вред, причиненный репутации государства в результате снижения гарантированных "зеленых" тарифов, превысит экономию оптового рынка электроэнергии в несколько раз (порядка 40 млн евро, по расчетом Минэнергоугля). Особенно же катастрофические последствия могут наступить в случае, если субъекты хозяйствования и международные финансовые институты начнут судиться против Украины.
Как известно, в рамках Программы прямого финансирования возобновляемой энергетики в Украине (USELF) ЕБРР было поддержано 7 проектов с общей суммой финансирования 52 млн евро. Сумма транша ЕБРР в 2014 году на развитие альтернативной энергетики Украины может составить порядка 140 млн евро.