Существует несколько вариантов пересмотра итогов "адресной" приватизации энергообъектов, - эксперт
Необходимо провести проверку законности приватизации объектов энергетики, проведенной в 2011-2013 гг. В случае установления фактов неконкурентной "адресной" продажи госпакетов акций, неизбежен пересмотр итогов приватизации энергогенерирующих и энергораспределительных компаний. Такое мнение выразил юрист - эксперт по имущественному праву и приватизации Анна Рак.
"Имеются убедительные правовые и экономические аргументы в пользу возврата некоторых приватизированных энергокомпаний в собственность государства. Сначала нужно успешно оспорить в судебном порядке законность приватизации. После чего государство должно легитимным путем принудить бизнесменов, купивших в результате адресной приватизации стратегические предприятия по нерыночным ценам, компенсировать нанесенный державе ущерб. В случае выявления криминальных схем приватизации, а вероятность этого, если говорить о приватизации энергетических предприятий в 2011-2013 гг., есть, целесообразно провести ренационализацию без компенсационных выплат с последующей продажей предприятий энергетики на открытых приватизационных аукционах по рыночным ценам", - полагает эксперт.
Эксперт предлагает еще несколько вариантов решения проблемы. "В случае достижения договоренностей с государством, нынешним владельцам сомнительным образом приватизированных компаний может быть предоставлена возможность доплатить разницу между суммой, уплаченной ими в ходе первичной "адресной" приватизации, и справедливой рыночной ценой. Возможен также компромисс, при котором нынешние владельцы отказываются от доплаты взамен на уменьшение их доли в капитале компании" - заявила она.
"Так как приватизация объектов энергетики осуществлялась авторитарным режимом, открывается дорога к судебному оспариванию и отмене итогов приватизации. Уверен, что чиновники, создавшие заведомо неконкурентные условия приватизации энергообъектов, несут как минимум такую же политическую ответственность, что и победители приватизационных аукционов. Добавлю, что в руководстве ФГИ остались те чиновники, которые причастны к "адресной" приватизации энергообъектов. Они не должны уйти от ответственности, это дело чести для правоохранительной системы", - считает юрист по имущественному праву.
Напомним, что в 2011-2013 гг. без проведения открытых аукционов по заниженным ценам были проданы государственные пакеты акций "Днепроэнерго", "Киевэнерго", "Донецкоблэнерго", "Западэнерго", "Крымэнерго", "Днепроблэнерго", "Винницаоблэнерго", "Черновцыоблэнерго", "Закарпатьеоблэнерго" и "Донбассэнерго". В результате чего был нанесен многомиллиардный ущерб государству.
"В настоящее время имеется уникальный исторический шанс восстановить консенсус между властью и обществом, восстановить доверие, которое исправит коренные диспропорции развития нашей страны - обреченность на самовыживание для существенной части населения и неспособность предыдущей власти мобилизовать ресурсы для развития Украины, ее экономического рывка. Одним из источников ресурсов для коренной модернизации экономики Украины должны стать средства, которые можно получить в результате пересмотра итогов приватизации стратегических объектов энергетики, которые были проданы по нерыночным ценам в пользу бизнесменов, тесно связанных с предыдущей властью", - полагает эксперт по вопросам имущественного права и приватизации.