Недоступность инновационных средств защиты растений угрожает нацбезопасности, - эксперт
Норма об обязательной регистрации новых средств защиты растений (СЗР) в стране-производителе для доступа к проведению государственных испытаний этих препаратов в Украине создавала непосредственную угрозу национальной безопасности.
Об этом заявил председатель Всеукраинской аграрной рады (ВАР) Михаил Соколов в комментарии РБК-Украина.
По его словам, принятием законопроекта № 2289 Верховная рада отменила это требование, однако закон еще должен принять президент.
"Документ отменяет норму действующего закона, которая не позволяла начать государственные испытания нового препарата до тех пор, пока соответствующие испытания не будут проведены в стране-производителе, и препарат не будет там зарегистрирован. Речь идет именно о стране, в которой находится завод, производящий этот препарат, а не о той, которая его разработала", - объясняет он.
Это нонсенс, считает представитель ВАР. Ни одна страна мира не оговаривает регистрацию у себя тех или иных препаратов на основании того, зарегистрирован препарат или нет, и проведены его испытания в любой другой стране.
"Во всем мире разные климатические условия, и тот препарат, который может быть эффективен в другой стране, не обязательно будет эффективным у нас - в наших климатических условиях, с нашими вредителями, сорняками и болезнями. И наоборот. Даже когда испытания препарата проводятся в Украине, они происходят во всех климатических зонах", - объясняет Соколов.
К тому же в стране-производителе могут даже не выращиваться те культуры, для которых предназначен препарат. Действие этой нормы привело к тому, что Украина уже очень отстает в доступе к инновационным препаратам.
"Они у нас или регистрируются с огромным опозданием, или не регистрируются вообще. Это откатывает аграрный сектор далеко назад", - говорит Соколов.
Его мнение поддерживает и генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластен.
"Урожайность культур в среднем на 20% зависит от использования эффективных средств защиты растений, поэтому важность инноваций в СЗР трудно переоценить", - отмечает он.
По мнению гендиректора УКАБ, 5 лет блокировки доступа инновационных СЗР на украинский рынок - это упущенное время, конкурентные потери аграриев, недополучение дополнительной прибавки урожайности на миллионы долларов, а также стагнация обновления линейки препаратов, обладающих лучшей эффективностью контроля вредоносных организмов и меньшим влиянием на окружающую среду.
"Новые препараты по всему миру разрабатывают для того, чтобы снижать нагрузку на окружающую среду. Все пытаются сделать лучший препарат - более эффективный, более безопасный, более селективный, который требует меньшего количества внесений или меньших доз внесения", - добавляет Михаил Соколов.
Соответственно, задержка в регистрации новых препаратов или их нерегистрация наносит вред экологии, потому что мы могли бы меньше на нее влиять путем новых СЗР.
В качестве яркого примера он приводит ДДТ.
"Когда-то это был один из широко применяемых препаратов. Сейчас он в принципе запрещен. Почему мы смогли это сделать? Потому что появились новые, более эффективные заменители", - объясняет Соколов. - То есть Украина, значит, имела все шансы остаться последней страной в мире, которая продолжает эксплуатировать, условно говоря, "современные ДДТ" вместо того, чтобы испытывать и регистрировать после успешного проведения государственных испытаний новые эффективные и более безопасные препараты.
Но и это не все. Та же политика Евросоюза направлена на то, чтобы снижать количество используемых химикатов. Более того, ЕС постепенно запрещает старые препараты, а вместе с этим и ввоз продукции, произведенной с их использованием. Итак, Украина рисковала потерять доступ к одному из основных рынков сбыта".
Эксперты не называют конкретный размер потерь, которые понес агросектор из-за блокирования доступа к инновационным СЗР. Ведь даже когда закон вступит в силу, "по мановению волшебной палочки новые препараты не зарегистрируются". На одни только испытания понадобится около двух лет.
Как сообщалось, ранее УКАБ просил Минэкономики не допустить дальнейшей монополизации рынка минеральных удобрений