Национальный проект «Зеленая энергия» должен стать единственной альтернативой использованию и развитию атомной энергетики в Украине, - лидер партии «Зеленые» А.Прогнимак
Авария на японской АЭС «Фукусима-1», произошедшая в 25-ю годовщину Чернобыльской трагедии, стала очередным предупреждением мировому сообществу и Украине. Она показала, что безопасность атомной энергетики является распространенной и опасной иллюзией. Единственной безопасной альтернативой использованию и развитию атомной энергетики в Украине должен стать национальный проект «Зеленая энергия», презентованный 21 апреля политической партией «Зеленые», считает ее лидер Александр Прогнимак. «Зеленая энергия» предусматривает к 2030 г. увеличить долю альтернативной энергетики в Украине до 30%.
«Украина находится в наиболее противоречивом положении среди всех стран, имеющих собственные АЭС. Хотя на территории нашего государства произошла крупнейшая в мире Чернобыльская авария, развитие ядерной энергетики является по-прежнему приоритетным, - подчеркивает А.Прогнимак. - Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предполагает удвоить суммарную мощность АЭС до 29,5 ГВт. И одновременно с этим страна так и не взяла четкий курс на развитие альтернативной «зеленой» энергетики - в отличие от других государств, также зависимых от атомной «иглы».
«Партия «Зеленые» уже неоднократно выступала за прекращение строительства новых энергоблоков и ускорение сроков закрытия существующих реакторов, как это сделано в Германии. Однако правительство, к сожалению, имеет другую точку зрения по этому вопросу», - отмечает А.Прогнимак.
Партия «Зеленые» подчеркивает, что существует ряд серьезных опасностей от атомной энергетики, о которых ядерные лоббисты предпочитают умалчивать:
- угрозы безопасности в ходе эксплуатации АЭС (потенциальная возможность возникновения аварий различной степени сложности с последующей утечкой радиации или радиоактивным заражением окружающей среды). Последний пример реальности такой угрозы - события на японской АЭС «Фукусима-1»;
- высокая стоимость строительства и эксплуатации АЭС;
- необходимость использования огромного количества воды для охлаждения реактора;
- проблема складирования отработанного ядерного топлива и переработки ядерных отходов;
- отсутствие проверенных технологий и методик, обеспечивающих выведение из эксплуатации отработавших свой ресурс атомных реакторов;
- сложность и высокая стоимость процесса экологического восстановления зоны АЭС после прекращения ее использования;
«Национальный проект «Зеленая энергия», разработанный партией «Зеленые» - это единственная реальная альтернатива традиционной и атомной энергетике, опирающаяся на передовой мировой опыт, - уверен А.Прогнимак. - Ведь еще в 2007 году Европейский Союз утвердил «Энергетическую стратегию», предусматривающую, что к 2020 г. доля возобновляемых источников энергии (ветра, воды, солнца и биотоплива) в структуре энергетики ЕС должна составить не менее 20%. А в Германии, где традиционно много АЭС, планируется к 2020 году довести долю «зеленой» энергии до 47% от общей выработки электроэнергии».
«Национальный проект «Зеленая энергия» предусматривает несколько основных направлений, - отметил лидер партии «Зеленые». - Во-первых, введение моратория на строительство новых атомных энергоблоков и принятие 20-летней государственной программы поэтапного вывода из эксплуатации действующих АЭС с заменой их мощностей альтернативными источниками энергии.
Во-вторых, пересмотр Энергетической стратегии Украины в направлении увеличения доли альтернативных источников энергии в энергобалансе страны к 2030 году до 30%,
В-третьих, максимальную государственную поддержку внедрению альтернативных источников энергии (гидроэнергетики, ветровых, солнечных и биотопливных электростанций)».
На практике цена использования атомной энергии оказывается значительно выше материальных выгод. Все издержки в конечном счете оплачивает общество, как это было в Чернобыле или Японии, подчеркнул А.Прогнимак.
Основные положения национального проекта «Зеленая энергия»:
1. Президент, правительство и Верховная Рада должны ввести мораторий на строительство новых атомных энергоблоков и утвердить 20-летнюю программу постепенного вывода из эксплуатации действующих АЭС с заменой их мощностей альтернативными источниками энергии.
2. Президент, правительство и Верховная Рада должны ввести мораторий на принятие решений относительно продления сроков эксплуатации действующих энергоблоков.
3. Необходим существенный пересмотр Энергетической стратегии Украины до 2030 г. Из основных направлений стратегии следует исключить ультимативную ставку на развитие атомной энергетики. Вместо этого следует предусмотреть увеличение доли альтернативных источников энергии в энергобалансе Украины к 2030 году до 30%, а также конкретные меры по стимулированию энергосбережения и внедрению использования экологически чистых видов энергии.
4. Максимальное использование возобновляемых источников энергии. В рамках этого направления предполагаются:
4.1. Реконструкция мощностей гидроэнергетики, повышение эффективности действующих энергоузлов. Завершение строительства 2-7-го агрегатов Днестровской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС). Содействие строительству малых ГЭС и гидроузлов.
4.2. Крупномасштабное строительство ветровых электростанций в причерноморском, прикарпатском и приазовском регионах с учетом нынешнего состояния технического развития ветровой энергетики. По оценкам экспертов, возведение ветроэлектростанций потенциально может обеспечить до 30% от общего количества потребляемой в Украине электроэнергии. При условии активного развития ветроэнергетики в ближайшие 15 лет стоимость ветроэнергии может стать более низкой, чем производство электроэнергии на тепловых электростанциях.
4.3. Максимальное государственное содействие использованию солнечной энергетики, в частности для обеспечения энергией жилищ (домов, коттеджей), сельскохозяйственных построек, предприятий малого бизнеса. В сельской местности использование солнечных батарей и ветрогенераторов может обеспечить существенное сокращение потребления электроэнергии индивидуальными домами и даже их полную энергетическую независимость от централизованной подачи электрической энергии.
4.4. Активное развитие производства различных видов биотоплива. В условиях Украины перспективным видом топлива является целлюлозный этанол. В отличие от зернового этанола, целлюлозный этанол, производимый из растительных волокон, может, по сравнению с бензином, сократить углеродную эмиссию на 87-94%.
4.5. Применение и распространение современных энергосберегающих технологий при отоплении, повышение коэффициента полезного использования первичных энергоносителей, включая уголь и целлюлозу.
4.6. Изучение возможностей и разработка технологий использования других видов возобновляемой энергии.
5. Разработка и реализация общенациональной программы, стимулирующей реконструкцию действующих энергетических мощностей с целью повышения их эффективности и экологической безопасности.
6. Реализация политики экономии потребления энергии, адаптированной к отдельным отраслям промышленности, коммунальной сфере и индивидуальному потреблению. Такая политика требует применения самых современных технологий. Разумеется, необходим рациональный учет региональной специфики. Предполагается использование имеющихся возможностей промышленности и коммунального сектора в рационализации энергопотребления, включая и минимизацию потерь при поставках воды, обеспечении теплоснабжения и переработке отходов.