Как минимум один брокер получит компенсацию из-за технических неполадок во время начала торгов акциями Facebook на бирже NASDAQ, сообщает Reuters.
Представители биржи уже связались с брокером, чьи клиенты пострадали из-за сбоя. Ожидается, что в самое ближайшее время представители NASDAQ выступят с соответствующим заявлением.
Неполадки, которые нанесли убытки инвесторам, имели место 18 мая, когда из-за ажиотажного спроса на акции Facebook в системе NASDAQ возник сбой, задержавший начало торгов на полчаса. Из-за этого заявки инвесторов обрабатывались с опозданием. Нанесенный им суммарный ущерб превышает 100 млн долл.
Тем временем акции Facebook, накануне днем продавались в Нью-Йорке по 26,12 долл., а к концу торгов 5 июня 2012 г. упали на 3,8%. Теперь они стоят 25,87 долл., в то время как их начальная цена составляла 38 долл.
Напомним, в ходе IPO Facebook разместила на бирже NASDAQ 421,2 млн акций (180 млн предложила сама компания и 241 млн 233 тыс. 615 бумаг - ее акционеры). Цена размещения Facebook составила 38 долл./акция, и на дебютных торгах компании на бирже NASDAQ 18 мая с.г. котировки Facebook повысились по сравнению с ценой IPO лишь на 23 цента (до 38,23 долл.). В ходе IPO Facebook удалось привлечь более 16 млрд долл. Вся социальная сеть при первичном размещении акций оценивалась в 104 млрд долл. Однако уже на второй день торгов акции Facebook упали ниже цены размещения.
Отметим, согласно опросу участников рынка, размещение крупнейшей в мире социальной сети Facebook оказалось одним из наиболее значимых провалов на рынке IPO за всю его историю. Обвинения в провале IPO сыплются буквально на всех: оператора биржевой торговли Nasdaq обвиняют в халатности, приведшей к системным сбоям, андеррайтеров винят в инсайде слабых прогнозов выручки соцсети, саму Facebook - в укрывательстве факторов риска для своего бизнеса. Даже государственные регуляторы рынка оказалась вовлечены в скандал, из-за того что не могут контролировать работу банков и бирж.
Аналитики уверяют, что нет разницы, насколько великой может смотреться та или иная компания. Определяющим фактором является то, что цена покупки должна быть соразмерной возврату на вложенные инвестиции. В этом плане IPO Facebook было невыгодным для инвесторов - при цене размещения в 38 за бумагу акции были в 88 раз переоценены по сравнению с прибылью за последние 12 месяцев. Это значит, что компании требуется рост прибыли в 6 раз только для того, чтобы поддерживать цену на нормальном уровне в 14-15 раз от размера прибыли.
Акции компаний, как правило, оцениваются на основании математических вычислений и моделей, учитывающих доходность в качестве знаменателя. Это означает, что если уровень доходности сегодня находится на низком уровне, то оценка бизнеса повышается, а значит, риск повышается. Опыт Facebook стал примером того, что поиск исключительно доходных вложений может привести к чрезмерному риску.
Выход Facebook на биржу сопровождался рядом скандалов. Сначала торги акциями социальной сети на Nasdaq из-за технических неполадок начались на полчаса позже, чем планировалось. Затем появилась информация, что ряд банков, участвовавших в IPO Facebook, незадолго до первичного размещения акций получил информацию о снижении прогноза по годовой выручке социальной сети, однако сообщил эти данные лишь избранным клиентам.
Затем оказалось, что банки - соорганизаторы IPO Facebook (Goldman Sachs и JP Morgan) параллельно с выводом компании на биржу давали ее акции взаймы шортселлерам, что способствовало падению котировок Facebook. Они играли не только против клиентов, но и против ведущего андеррайтера IPO Morgan Stanley, который в первый день торгов удерживал акции Facebook от падения.
Собственное расследование обстоятельств выхода социальной сети на биржу проводят банковский комитет и комитет по финансовым услугам Сената США.
Против Facebook в США уже подано несколько судебных исков от инвесторов с требованием компенсации ущерба.
Facebook - одна из самых популярных социальных сетей в мире, в ней зарегистрированы более 900 млн человек. Штаб-квартира компании расположена в Менло-Парке (Калифорния). Количество активных пользователей Facebook, которые хотя бы раз в месяц заходят в свой аккаунт, составляет не менее 845 млн человек. Ожидается, что в 2012 г. количество активных пользователей Facebook достигнет более 1 млрд.