Намерение Украины ввести пошлины на импорт топлива будет иметь соответствующую реакцию со стороны стран-экспортеров, - участники рынка
Намерение Украины ввести заградительные пошлины на импорт топлива будет иметь соответствующую реакцию со стороны стран-экспортеров нефтепродуктов, являющихся одновременно крупнейшими внешнеэкономическими партнерами Украины. Такое мнение высказала ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины».
В ассоциации отметили, что правительство Украины не должно поддаваться на шантаж со стороны нефтеперерабатывающих компаний, перешедших к открытым угрозам остановить свои заводы в случае непринятия их требования по введению пошлин на импорт нефтепродуктов в Украину.
Беспрецедентное давление и дезинформация органов власти и отдельных высокопоставленных членов правительства уже привели к началу абсолютно безосновательного спецрасследования в отношении импорта нефтепродуктов. Продолжающееся давление со стороны владельцев НПЗ нацелено на дезориентацию кураторов расследования с целью достижения желаемого результата в виде резкого роста цен на реализуемую продукцию после ввода пошлин.
Ассоциация считает главными причинами нынешних проблем нефтепереработчиков глобальную неблагоприятную конъюнктуру в нефтепереработке во всем мире, недостаточность инвестиций в модернизацию украинских предприятий и ряд негативных явлений на внутреннем рынке Украины, таких как контрабанда и нелегальное производство нефтепродуктов, а также схемы безналогового импорта.
«Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» считает недопустимым и неприемлемым дальнейшее существование схем контрабандного ввоза и нелегального производства нефтепродуктов, а также возобновление схем безналогового импорта. Перечисленные факторы ассоциация считает истинными врагами украинских НПЗ, которые не имеют ничего общего с легальным импортом нефтепродуктов. Именно это намерены доказать члены ассоциации в ходе начавшегося специального расследования и тем самым снять с повестки дня вопрос о введении пошлин на импорт. В противном случае, в ассоциации уверены, что Украину ждет монополизация топливного рынка и рост цен на бензин, дизтопливо и другие продукты нефтепереработки пропорционально размеру введенных пошлин (в частности на 1,30 грн/л на бензины и 80 коп./л на ДТ).
В ассоциации с пониманием относятся к просьбам правительства Украины относительно стабилизации цен на нефтепродукты в розничной сети в период роста котировок на мировом рынке и увеличения налоговой нагрузки на потребителя. Заявления некоторых владельцев НПЗ о возможной остановке предприятий ассоциация рассматривает как дестабилизирующие рынок и оказывающие давление на органы власти страны. В этой связи считаем необходимым заявить, что нынешняя диверсифицированная система обеспечения Украины нефтепродуктами, когда поставки осуществляются суммарно из около 15 внутренних и внешних направлений, способна удовлетворить потребности страны в топливе по рыночным ценам в любой ситуации. Включая остановку крупных производств, в чем можно было убедиться в 2010 г., когда Лисичанский НПЗ простоял на ремонте более двух месяцев.
«Заявления о неполадках или остановке НПЗ в ответственные моменты, особенно накануне посевной, являются хорошим напоминанием о работе рынка до 2005 г., когда переработчики держали 90% поставок, - говорит президент ассоциации Леонид Косянчук. - Если уже сегодня мы видим откровенный шантаж со стороны владельцев НПЗ, то после введения пошлин на импорт и возврата к рыночной диктатуре НПЗ правительству придется снова ходить на поклон к владельцам заводов каждую посевную и уборочную».