Накануне выборов власть хочет сдать в портах остатки ликвидных мощностей, - политолог
Эксперты портовой сферы с настороженностью наблюдают за продвижением нового Закона "О концессии"
"Приватизация прибыли и национализация убытков" - по такой формуле сегодня предлагает концессию Мининфраструктуры, считает политолог Алексей Якубин. Об этом сообщают украинские СМИ.
По его словам, идея концессионирования ключевых морских портов страны в условиях нынешней Украины - это попытка обойти норму закона, которая запрещает приватизацию гаваней.
"В наших условиях мы с большой долей вероятности можем говорить о том, что концессия от МИУ - это "ползучая" попытка приватизировать порты. Через концессию будут пытаться установить собственность отдельных групп на порты и вывести их из-под контроля государства. При этом, "приватизация" коснется только прибыльных мощностей, а ключевые убытки будут "национализированы" в пользу государства", - считает Якубин.
Он добавил, что страна сегодня находится на стартовом этапе предвыборной гонки и госслужащие всех рангов будут пытаться "успеть" использовать свое положение до момента нового перераспределения портфелей.
"Я не исключаю, что часть нынешних чиновников сегодня активно думают над трем, как сделать все, чтобы заработать еще немного теневых доходов. Я не исключаю, что даже норму Закона сегодня могут прописать под чьи-либо интересы. Это вопрос контроля. Но о чем мы можем говорить, если Кабмин до сих пор не предоставил отчет за два года своей деятельности", - подчеркнул политолог.
Эксперты портовой сферы с настороженностью наблюдают за продвижением нового Закона "О концессии". В документе власть предусмотрела норму, по которой портовые мощности в долгосрочное пользование получат компании, которые ранее арендовали госимущество в портах. Фактически это будет означать передачу портовых объектов определенным структурам вне конкурса. Эксперты приводят пример единственного глубоководного порта Украины - ГП МТП "Южный". Государственные причалы длительное время арендует компания "Портинвест". В случае принятия нового Закона "О концессии", арендатор автоматически получит в пользование мощности порта на 49 лет.
"Отдавать инфраструктуру в концессию - это отдать частнику денежный мешок. Такая "ползучая" приватизация через концессию будет означать, что остатки прибыльных объектов будут переданы в "приближенные руки" по сниженной цене, поскольку стоимость госсобственности в Украине сегодня занижена по причине конфликта на Востоке", - считает Якубин.
Эксперт выразил уверенность в том, что Украина могла бы и вовсе отказаться от концессии прибыльных госпредприятий, в частности, таких, как порты. По его мнению, Украина может использовать эти мощности с пользой для госбюджета, закрывая при этом множество социальных вопросов на местах. А в перспективе с приходом новых людей во власть, страна наладит более эффективную работу этих стратегических объектов, не прибегая к продаже или концессионированию.
"Это выглядит вершиной непутевости - отдавать частнику предприятия, приносящие прибыль, когда во всем мире наоборот страны пытаются активно использовать госсектор. В особенности, госсектор в сфере инфраструктуры, от которого зависит развитие всей экономики. У нас же мы наблюдаем какую-то деформированную логику, по которой власть избавляется от предприятий, которые дают стране прямую выгоду", - резюмировал эксперт.
Напомним, 3 апреля Верховная рада в сжатые сроки приняла за основу правительственный законопроект №8125 "О концессии". В документе власть заложила право для концессионера - сдавать в аренду и отчуждать переданное ему госимущество, что фактически означает скрытую приватизацию. Кроме того, правительство предлагает в новом Законе доплачивать из госбюджета концессионеру в случае уменьшения его доходов, а также установить концессионеру налоговые льготы.