На саммите G20 в Каннах будут приняты новые меры по ужесточению регулирования финрынков, - проект коммюнике
Несмотря на одобренный в Брюсселе план по преодолению долгового кризиса в Греции и зоне евро, опасность распространения финансовых проблем в мировом масштабе велика. В связи с этим лидерам ведущих держав мира придется принять дополнительные меры по ужесточению регулирования глобальных рынков. Ожидается, что некоторые из них будут озвучены на предстоящем 3-4 ноября в Каннах саммите стран "большой двадцатки".
Как следует из коммюнике встречи, попавшем в распоряжение немецкого издания Spiegel, вопрос тотального контроля над финансовыми рынками станет одной из главных тем предстоящей встречи. Проект предусматривает целый пакет мер, включающий как усиление надзора, так и новые международные стандарты для финансовых институтов.
На саммите ЕС в Брюсселе на прошлой неделе лидеры уже утвердили повышение достаточности собственного капитала банков до 9%. G20, однако, намерена вернуться к этой теме. Кроме того, главы стран и правительств хотят убедиться в том, что в дальнейшем ни один банк не окажется too big to fail. Если все же краха не избежать, то "расходы не будут переложены на плечи налогоплательщиков", подчеркивается в документе.
Ужесточение надзора ожидает и так называемые теневые банки, то есть небанковские финансовые организации, подлежащие на данный момент более слабому регулированию. В первую очередь эта мера затронет хедж-фонды.
Впрочем, есть для финансовых институтов и неплохая новость: в будущем они станут менее зависимыми от решений рейтинговых агентств. Так, сейчас многие пенсионные фонды должны избавляться от госбумаг, если агентство снижает их рейтинг, что приводит к дальнейшему падению их стоимости.
Изменения коснутся не только самих компаний, но и сложных финансовых продуктов, в первую очередь деривативов. Торговля ими будет разрешена только на биржах и электронных платформах, что позволит органам надзора тщательнее следить за операциями с этими производными инструментами.
Лидеры ведущих мировых держав также обсудят бонусы и иные выплаты в банковской сфере, "чтобы воспрепятствовать появлению чрезмерных рисков".
"Нестабильные финансовые образования, которым для борьбы с системными кризисами регулярно требуются крупные вливания средств налогоплательщиков, являются угрозой не только для нашего благосостояния, но и для всего рыночного хозяйства. Мы нуждаемся в повышении стабильности всей нашей финансовой системы, - пояснил в статье для Handelsblatt важность этой реформы глава Бундесбанка Германии Йенс Вайдманн. - После того как решения по ужесточению требований к достаточности собственного капитала банков уже приняты, в фокусе нашего внимания находятся вероятные источники системных рисков. Сюда относятся системообразующие финансовые институты, теневые банки, торговля деривативами".
Аналитики, однако, относятся к планам по усилению надзора за мировой финансовой системой довольно скептически. По словам главного экономиста Barclays Торстена Полляйта, этот план является в первую очередь вмешательством государства в дела отрасли. "Влияние государства на кредитную и денежную систему уже и так чрезмерно велико. Если власти продолжат ограничивать свободу рынков, это приведет к увеличению количества явлений, вредных не только для финансового сектора, но и для реальной экономики", - сказал Полляйт.
Еще одна тема, которая непременно снова окажется на повестке дня саммита G20, - помощь проблемным странам зоны евро. Еще недавно ожидалось, что свою лепту в их спасение внесет Китай. Но, поскольку Европа не готова пойти на политические и экономические уступки Пекину в обмен на инвестиции в стабфонд EFSF, переговоры на эту тему пока не ведутся.
Небольшая поддержка Европе может прийти со стороны России. Как сообщил помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, если какая-либо из стран ЕС обратится за финансовой помощью, Москва готова рассмотреть этот вопрос. При этом потенциальное участие РФ через МВФ может составить 10 млрд долл. Впрочем, по словам директора по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергея Алексашенко, эта сумма является слишком незначительной, чтобы действительно хоть как-то помочь Европе.