Моторное (транспортное) страховое бюро определило признаки рисковости, соответствие которым лишит участников рынка возможности продавать полисы. Страховщики говорят, что только ужесточение требований очистит рынок от проблемных СК. Об этом сообщает издание "Коммерсант-Украина".
Общее собрание Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) вчера усилило ответственность страховых компаний за невыполнение ими своих обязательств. Подготовлены требования, которые позволят выявлять проблемные компании из четвертой, самой рисковой группы. Один из этих критериев - ликвидность активов, в недвижимость может быть вложено не более 70%, а в ценные бумаги - не более 20% активов. Уровень дебиторской задолженности страховщика не должен превышать его премий. Будет оцениваться достаточность активов СК - все обязательства сопоставят с суммой наличных активов. Кроме того, компания должна показывать высокий уровень урегулирования событий за последние 150 дней.
Страховщики, соответствующие этим критериям, попадут в самую рисковую группу, а МТСБУ будет ограничивать их работу. Таким СК будет отказано в выдаче новых бланков страховых полисов. "Эти нормы направлены на своевременное выявление проблем в компаниях",- объясняет президент Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма. Рисковость страховщиков будет определяться ежеквартально по итогам анализа их отчетности.
Участники рынка автострахования согласны выполнять ужесточившиеся требования. "Это позволит более качественно оценивать состояние страховщиков, их отношение к выплатам и отдельно разбираться с самыми рисковыми группами компаний",- говорит президент-председатель правления СК "Провидна" Ирина Сиренко.
При этом участники рынка считают, что проблема не в обнаружении рисков, а в работе с ними. "Раньше тоже выявлялись проблемы в компаниях, но реакции на это не было,- говорит председатель правления СК "Глобус" Владимир Ганчак.- Теперь компании не могут показывать свои активы в некачественных ценных бумагах. Международная практика предусматривает, что активов в недвижимости должно быть не больше 30%. А у нас есть крупные компании, которые по этому признаку попали в рисковую группу". По его оценкам, сейчас под критерии рисковости подпадает десяток страховых компаний.
Глава правления СК "Украинская страховая группа" Павел Нельга более пессимистичен в своих оценках: "Сейчас 40-50 компаний реально неплатежеспособны, они выдерживают нормативы только потому, что требования слишком мягкие. Международный аудит эти страховщики не прошли бы. Требования к СК должны быть еще жестче. Ведь если у банка падает коррсчет, в него вводится временная администрация. На страховом рынке куча банкротств, а регулятор и МТСБУ не имеют законных оснований для ограничения их страховщиков".
Теоретически у компаний, попавших в черный список, еще будет шанс вернуться к нормальной работе. "Если страховщик сможет показать активы или действия акционеров, то его могут убрать из группы. Но фактически, если компания попадает в эту группу, то ее уже поздно спасать",- считает Владимир Ганчак. Появление новых требований должно ограничить желание страховщиков работать на рынке автострахования. "Компании не смогут продавать новые полисы, и это ускорит их смерть. Возможно, в МТСБУ поймут, что нужно более ответственно относиться к приему новых членов. Много новых компаний хотят работать в автостраховании, но ведь не может половина участников рынка быть членами бюро",- отмечает Павел Нельга.