МТСБУ оценило уровень проблем страховых компаний
Моторное (транспортное) страховое бюро Украины вчера, 4 апреля, раскрыло данные о реальной платежеспособности игроков рынка обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОСАГО) и обнародовало показатели деятельности страховщиков-членов МТСБУ на конец 2011 года. Специалисты бюро рассчитали четыре качественных показателя: финансовое состояние страховой компании (СК), качество урегулирования убытков (отношение количества требований, урегулированных в срок до 150 дней, к общему количеству урегулированных дел), количество жалоб клиентов и страховщиков (отношение количества жалоб к количеству урегулированных случаев). Полученные показатели МТСБУ не опубликовало и заменило их оценками "высокая", "средняя", "низкая". Для удобства клиентов им был присвоен отдельный цвет - зеленый, желтый и красный соответственно. Однако даже эти маркеры обнародовали только при согласии каждой компании. В ходе подготовки данных генеральный директор МТСБУ Вадим Загребной объяснил эти действия реакцией на инициативу клиентов, которые обращались с жалобами на страховщиков, пишет "Коммерсант-Украина".
Из 83 страховщиков-членов МТСБУ нет оценок только у четырех. СК "ИнтерТрастПолис" отказала в публикации своих показателей, "Страховой капитал" и "Украинских страховой дом" не дали ответа на вопрос о возможности их обнародования, а НАСК "Оранта" пока не определилась с ответом. "Саламандра-Украина" решила не публиковать только оценку финансового состояния. "У МТСБУ нет таких полномочий, оценку могут проводить рейтинговые агентства, аудиторы, никак не люди, допустившие банкротство ряда крупных страховых компаний",- сетует председатель наблюдательного совета СК "Саламандра-Украина" Юрий Явтушенко. Ссылаясь на свои данные, он усомнился также и в объективности расчета показателя жалоб клиентов.
Методика расчета несовершенна, соглашаются игроки. "Не установлены сроки и процедуры обнародования, не предусмотрен механизм уменьшения рисков ошибок при расчете показателей и предотвращения недобросовестной конкуренции", - перечисляет недоработки представитель НАСК "Оранта" в МТСБУ Александр Нагорный. Например, пять писем от одного и того же страхователя по одному и тому же вопросу по этому способу проведения расчета будут считаться пятью жалобами. "На наш взгляд, руководство МТСБУ несколько поспешило с публикацией данных отчетности, и мы надеемся, что методика будет в дальнейшем пересмотрена по решению президиума",- уверен Александр Нагорный. По этому алгоритму бюро обещает обновлять показатели ежеквартально.
Даже те компании, которые раскрыли информацию, не вполне ею довольны. Восемь СК получили неудовлетворительные оценки по трем показателям из четырех: качество урегулирования убытков, количество жалоб от страховщиков и клиентов. "Обнародованные результаты стали для нас неожиданностью: наша компания выполняет все взятые на себя обязательства. Мы не до конца понимаем механизм работы МТСБУ",- отмечает председатель правления СК "Универсальная" Алексей Музычко.
Повальное количество неудовлетворительных оценок - 24 - СК получили из-за множества жалоб со стороны коллег по рынку. "Мы признаем, что на нас часто жалуются страховщики, но мы делаем акцент на работе с клиентами",- говорит директор СК "Днепринмед" Наталья Белинская. Жалобы страховщиков в основном связаны с регрессными исками. "Часто вина лежит на тех, кто жалуется: если документы собраны не полностью или оформлены некорректно, мы, конечно, откажем в выплате, и тогда на нас напишут жалобу", - объясняет Белинская. Намного хуже с жалобами клиентов дела обстоят только у 18 компаний.
Неофициально страховщики признаются, что информация, обнародованная бюро, может быть использована для борьбы с небольшими игроками, поскольку именно им в основном выставили наихудшие оценки. Неудовлетворительную оценку по всем четырем показателям получила компания "Инкомстрах". В МТСБУ утверждают, что преследовали только благие цели. "Эти оценки рассчитаны в первую очередь на пользователей страховых услуг, чтобы каждый человек даже без специального образования мог определить, какой компании доверять",- утверждает генеральный директор МТСБУ Вадим Загребной. Вряд ли рейтинг будет полезен клиентам, поскольку содержит недостаточно информации для принятия решении о покупке полиса ОСАГО. "За все время своего существования бюро давало такую информацию, которую либо нельзя проверить, либо она была фрагментарная, и клиент просто не мог увидеть полную картину. По сути, у клиентов никогда не было возможности проверить, каким компаниям на самом деле можно доверять, а каким - нет",- заявляет генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин.