Министерство инфраструктуры Украины разработало стратегию развития морских портов Украины, согласно которой, для каждого порта отдельно, с учетом его специализации, определяется стратегия развития. Об этом речь идет в проекте постановления Кабинета министров "О стратегии развития морских портов Украины", текст которого опубликован на официальном сайте Мининфраструктуры.
Согласно стратегии, сформирована следующая специализация портов по основной номенклатуре грузов:
- нефть и нефтепродукты - Одесский и Феодосийский морские порты;
- химические грузы наливом - морской порт "Южный";
- грузы металлургической промышленности (железорудное сырье, уголь, черные металлы) - Мариупольский, Ильичевский, Керченский морские порты и морской порт "Южный";
- Зерновые грузы - Ильичевский, Николаевский и Херсонский морские порты;
- грузы в контейнерах - Одесский и Ильичевский морской порт.
Одновременно, учитывая специализацию по грузами формируется 4 кластера: грузопотоки зерна и масла в районе Одессы и Николаева, химии в морском порту "Южный", контейнерные грузы в Ильичевском и Одесском морских портах.
Для каждого порта определяется четкая стратегия: эффективная обработка груза, гармоничный рост и создание промышленных кластеров.
Стратегия развития других морских портов формируется на основе наличия и стабильности основного грузопотока.
В случае наличия стабильного грузопотока, проектов по увеличению мощности порта, а также заинтересованности потенциальных инвесторов в их наращивании, то дальнейшее развитие осуществляется по привлечению инвестиционных средств и в соответствии с предварительно определенной специализации. Основными портами такого направления развития определены - Бердянский, Белгород-Днестровский, Евпаторийский, Скадовский морские порты и специализированный морской порт "Октябрьск".
Ялтинский и Севастопольский морские порты, учитывая отсутствие стабильного грузопотока и возможность изменения основного направления деятельности, а также заинтересованности потенциальных инвесторов, предполагается перепрофилировать на обслуживание пассажирских перевозок, в частности развития туристического бизнеса, обслуживания круизных лайнеров т.д.
Ренийский и Усть-Дунайский морские порты, как потенциально убыточные, с отсутствующим достаточным грузопотоком и соответствующими инфраструктурными проектами, присоединяются к региональному кластеру.
Финансирование реализации стратегии осуществляется за счет средств Администрации морских портов Украины, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, целевых кредитов банков, международной технической помощи, инвестиционных средств, собственных средств железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта, других источников не запрещенных законодательством.
Ожидается, что в результате реализации стратегии общая грузопереработка в портах Украины до 2038 года будет на уровне 210 млн тонн, а общий объем инвестиций составит 26 млрд грн. Также ожидается в период до 2038 года поступлений в государственный бюджет на уровне 1540 млн грн ежегодно от морского бизнеса и 4070 млн грн от кластеров.
Читайте также: Мининфраструктуры готовит документы для реализации передачи в концессию морских портов Украины.