Доработанные изменения коснуться процесса администрирования налогов, проведения проверок, реформирования ГФС и многого другого
Министерство финансов представило уточненный проект изменений в Налоговый кодекс, согласно которым большая часть полномочий Государственной фискальной службы переходит к Минфину, а за самой службой остается сервисная функция и осуществление контрольно-проверочной работы на областном уровне. Соответствующий законопроект опубликован на сайте Минфина.
Согласно документу, изменения направлены на улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы, повышение прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидации распространенных схем уклонения от налогообложения.
Так, в части администрирования, предлагается перевести все методологическое обеспечение на Минфин, а именно - порядка администрирования налогов, бюджетного возмещения НДС, процедуры технического сопровождения баз данных, порядок учета налогоплательщиков). Также предполагается, что администрирование всех баз данных будет осуществляться самим министерством или госпредприятием при нем. Однако что это будет за предприятие, пока не известно.
Кроме того, обязательным становится опубликование плана-графика документальных плановых проверок на сайте и в официальном издании ГФС, а также внедрение полноценного электронного кабинета налогоплательщика (доступ ко всей налоговой информации о плательщике, проведение сверки расчетов с бюджетом, заполнения и представления налоговой отчетности, управления излишне уплаченными средствами, регистрация налоговых и акцизных накладных, информирование о проверках и предоставления актов или справок проверок, переписки с контролирующим органом).
Все "общение" налогоплательщика, подающего отчетность в электронной форме, с контролирующим органом будет происходить исключительно в электронной форме, а решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга более чем за один бюджетный год принимается Минфином.
Кроме того, сокращается количество документов, предоставляемых в процессе проведения проверок, в том числе и встречных. Крупные налогоплательщики освобождаются от обязанности предоставлять в электронном виде копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, если такие документы создаются им в электронной форме;
Отдельное внимание в документе уделено порядку, основаниям и срокам проведения проверок бизнеса контролирующим органом, а также условиям, порядку и срокам оспаривания результатов этих проверок.
Что касается самих налогов, то существенно упрощено администрирование таки налогов, как налог на прибыль, подоходного налога. Также ужесточен порядок возмещения НДС.
В части налога на прибыль уточнен порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, расчета корректировок финансового результата до налогообложения, введение налоговых каникул для некоторых категорий налогоплательщиков и т.д.
В части налога на добавленную стоимость предлагаются такие изменения:
- возврат переплат плательщика налога исключительно на счет в СЕА, зачисленных в бюджет с такого счета;
- увеличение срока регистрации налоговых накладных и расчета корректировки к таким налоговых накладных в ЕРНН (с 180 до 365 календарных дней) с одновременным установлением штрафа об отсутствии такой регистрации в размере 50% от суммы НДС, а также установление штрафа при нарушении сроков регистрации всех налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, в том числе составленных неплательщикам налога (исключая определенных операций);
- увеличение срока регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки к таким налоговых накладных, который дает право на отнесение сумм НДС в налоговый кредит, с 60 до 365 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога, применяет кассовый метод;
- введение единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость.
- распространение обязательного реквизита, в частности кода товара согласно УКТ ВЭД, который отражается в налоговой накладной, на все без исключения товары, а также дополнения новым обязательным реквизитом для услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг;
- предоставление права на перенос налогового кредита при реорганизации путем присоединения или слияния с другим плательщиком налога на добавленную стоимость в состав налогового кредита правопреемника.
В части подходного налога детально прописаны правила заполнения и подачи налоговой декларации, позиции, обязательные к внесению в декларацию, а также методика и ньюансы расчета сумм налога к уплате.
В части единого налога, в общее количество наемных работников, теперь не входят работники, призванные на военную службу по мобилизации, на период.
В части акцизного налога, предлагается:
- вывести из системы электронного администрирования реализации горючего и соответственно отменить необходимость регистрации плательщиками акцизного налога лица, реализующие топливо в емкостях до 2 литров кроме операций по реализации такого топлива его производителями;
- восстановить ошибочно отмененную норму об освобождении от налогообложения акцизным налогом табачного сырья табачно-ферментационных заводов, а также дополнительное стимулирование выращивания такого сырья в Украине (освобождение от налогообложения выращивания и переработки табачного сырья).
Напомним, ранее сообщалось, что в госбюджете-2017 заложено существенное повышение ставок акцизного налога.