Министерство финансов Украины предложило увеличить акцизные сборы при импорте кузовов для легковых автомобилей. В законопроекте, копия которого есть в распоряжении издания "Коммерсант-Украина", предлагается увеличить в Налоговом кодексе сборы для укомплектованных и неукомплектованных автомобильных кузовов со 109 до 3,5 тыс. евро за единицу.
В проекте отмечается, что в прошлом году в Украину ввезли более 22 тыс. автомобильных кузовов, за которые было уплачено всего 28 млн грн. В министерстве называют это уклонением от полного налогообложения - кузова декларируются как разобранные агрегаты автомобилей, тогда как при импорте готового автомобиля уплачивается пошлина в размере 10% от его стоимости. Поэтому "повышение налога на кузова сделает агрегатный ввоз автомобилей нецелесообразным и даст возможность развития их полномасштабного производства".
Сейчас крупноузловую сборку ведут два из четырех украинских автопроизводителей - компания "Еврокар" (автомобили Skoda) и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ; Ssang Yong). При этом полноценное производство автомобилей действует на предприятиях ЗАЗ (Sens, Lanos, Forza, Vida) и "Богдан" (Bogdan, Hyundai).
Читайте также: Украина за 9 мес. 2012 г. сократила выпуск автомобилей на 22%
В "Еврокаре" говорят, что запуск мелкоузловой сборки для компании экономически выгоден при объеме продаж не менее 80 тыс. автомобилей в год. В прошлом году в Украине было всего продано свыше 220 тыс. легковых автомобилей. "Если в стране поднимут сбор, нам придется просто уйти с рынка",- говорит руководитель отдела по связям с общественностью компании "Еврокар" Елена Гавинская. При мощности 100-150 тыс. в год в этом году завод произведет 18-20 тыс. Директор по маркетингу АИС (владеет КрАСЗ) Сергей Боровик отмечает, что его компания в случае принятия законопроекта будет вынуждена сконцентрироваться на импорте.
В "Богдане" и "Укравто" (владет ЗАЗом), напротив, поддерживают инициативу Минфина. "Мы инвестировали колоссальные средства в производство автомобилей и заинтересованы в господдержке в виде повышения этого сбора, спецпошлин на импорт и утилизационного сбора",- сообщили в пресс-службе "Богдана". В корпорации считают, что такие меры позволят создать предпосылки для привлечения мировых автопроизводителей. В "Укравто" и вообще считают, что крупноузловая сборка автомобилей в Украине сейчас экономически неэффективна, поскольку затраты на ее организацию сопоставимы с импортом. "При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения",- считают в пресс-службе компании.
Прогнозировать шансы на принятие документа эксперты не берутся. Лобби в парламенте сейчас есть у представителей обеих групп производителей. В частности, на минувших выборах депутатами Верховной Рады стали владелец АИС Дмитрий Святаш, почетный президент "Укравто" Тариэл Васадзе и совладелец "Богдана" - министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. Сейчас законопроект проходит согласование с рядом министерств и ведомств.