Министерство угольной промышленности и энергетики (Минэнергоугля) предложило продлить действие в Украине стандарта топлива Евро-3 до конца 2015 г. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".
Так, вчера Минэнергоугля предложило правительству утвердить технический регламент "О требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу", который закрепляет ряд существенных поблажек относительно качества для продавцов топлива. В частности, документ разрешает до конца 2015 г. продавать топливо, соответствующее стандарту Евро-3, и до 31 декабря 2017 г. - топливо марки Евро-4. В странах Евросоюза такое низкокачественное топливо уже запрещено. Документ не регламентирует срок введения в Украине стандарта Евро-5. А для госрезерва можно будет закупать топливо хуже Евро-3.
Стандарты Евро-4 и Евро-5 должны были вступить в силу еще в июле 2012 г. Три из шести украинских НПЗ - Кременчугский, Лисичанский и Одесский - уже провели необходимую модернизацию, чтобы соответствовать этим требованиям. Бензин такого качества импортируется из Литвы, Болгарии, Румынии и Белоруссии (продается в сетях "Окко", WOG, ТНК-ВР, "Лукойл" и других). Ранее Кабмин по инициативе Минэнергоугля уже продлевал использование старых стандартов до 1 июля 2013 г.
Член наблюдательного совета НАК "Нафтогаз Украины" Константин Бородин отмечает, что очередной перенос вступления в силу более высоких стандартов необходим для того, чтобы не закрывать государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод, на модернизацию которого у "Нафтогаза" нет средств. Сейчас завод перерабатывает около 650 тыс. т сырья в год. Полученные на предприятии нефтепродукты используются на буровых станциях, направляются в госрезерв и в незначительном объеме продаются на оптовом рынке.
"Остановка этого предприятия крайне нежелательна с учетом того, что получаемая им прибыль используется для субсидирования населения, потребляющего газ по цене, не покрывающей себестоимость его добычи", - отметил Бородин. Помимо этого, топливо стандарта Евро-3, по данным Минэнергоугля, производится также на принадлежащих группе "Приват" Дрогобычском и Надворнянском НПЗ, поскольку владельцы так и не смогли их модернизировать, а также импортируется из России.
Очередная инициатива Минэнерго противоречит объявленному правительством курсу на улучшение качества нефтепродуктов на рынке. Ранее премьер-министр Николай Азаров поручил первому вице-премьеру Сергею Арбузову и министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов.
Впрочем, генеральный директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн считает, что проблема не в том, будет разрешена продажа низкокачественного топлива или нет. "Даже низкие стандарты сегодня не соблюдаются, на заправках продается откровенная "бодяга", - говорит эксперт. - Вместо того чтобы проверять АЗС и наводить на них порядок, правительство приказывает контролировать импортеров, создавая еще один рычаг для давления на бизнес".
Читайте также: Кабмин планирует ввести ежегодную квоту по импорту нефтепродуктов порядка 2 млн т бензина и 1,5 млн т дизтоплива, - источник