ua en ru

Минэкономразвития выступает против введения пошлин на нефтепродукты, - документ

Министерство экономического развития и торговли выступает против введения пошлин на импортные нефтепродукты, пишет "Коммерсант-Украина". Это следует из имеющегося в распоряжении издания письма Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) при Кабмине, которое было разослано всем участникам расследования. В этом документе, отправленном 21 октября, предлагается отсрочить расследование на 45 дней, а также содержится рекомендация Минэкономразвития отказаться от введения таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов.

Расследование проводится с января этого года по инициативе Минэнерго и НПЗ. Компании просят ввести пошлину для защиты внутреннего рынка. По итогам 10 месяцев этого года они произвели всего 6,9 млн т против 9,4 млн т в прошлом году. В компаниях объясняют потерю рынка тем, что белорусские и российские НПЗ покупают нефть без пошлины. А экспортная пошлина на производимые в этих странах нефтепродукты ниже той, которую платят отечественные НПЗ. Из-за этого с прошлого года простаивают Одесский НПЗ.

Тем не менее в Минэкономразвития против введения пошлин и утверждают, что украинские НПЗ не производят нефтепродукты по стандарту "Евро-4" и "Евро-5". В выводах также сказано, что отдельные заводы и их собственники, в частности Херсонский НПЗ, сами занимались импортом топлива и потому не могут рассчитывать на защиту как производители нефтепродуктов. Еще один аргумент Минэкономразвития - НПЗ продают топливо по более низким, чем у импортеров, ценам.

В Минэнерго комментировать письмо отказались. Но высокопоставленный источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго назвал выводы Минэкономразвития безосновательными. "У наших НПЗ цены действительно ниже, но Минэкономразвития забыло добавить, что заводы вынуждены продавать топливо дешевле импортного и из-за этого они начали работать в убыток", - говорит собеседник издания. Херсонский НПЗ, по его словам, и вовсе не подписывал обращение о начале расследования, поэтому импорт им нефтепродуктов не должен рассматриваться как аргумент против введения пошлины.

Вице-президент "ТНК-BP Коммерс" Елена Алексеева говорит, что Лисичанский НПЗ уже полностью перешел на "Евро-4", а в сентябре произвел пробную партию дизельного топлива "Евро-5". "Мы готовы и дальше инвестировать в украинскую нефтепереработку, но необходимо понимать, нужны ли государству модернизированные украинские НПЗ",- отметила она. Главный управляющий ТНК-ВР в Украине Дидье Казимиро заявил, что при благоприятных рыночных условиях компания могла бы загрузить НПЗ на 7,2 млн т и поставлять порядка 4 млн т топлива в год на внутренний рынок. Председатель правления "Укртатнафты" Павел Овчаренко отмечает, что введение пошлин позволит привлечь в госбюджет дополнительно 450-500 млн долл. в год. "Выходит, что Минэкономразвития просто не нужны эти деньги,- возмущается он.- При этом в стране не хватает валюты, а мы снабжаем ею импортеров нефтепродуктов".

От официальных комментариев в Минэкономразвития отказались. Но источник издания в министерстве отметил, что Минэкономразвития всего лишь высказало свою позицию. "Мы всегда с пониманием относились к вопросам наполнения бюджета. А заблокировать решение о пошлинах мы не можем даже технически", - заявил источник в Минэкономразвития.

В состав МКМТ, кроме Минэкономразвития и Минэнерго, входят представители СБУ, Гостаможслужбы, Минагрополитики, Антимонопольного комитета, МИД, Мининфраструктуры, Минюста. Публично свою позицию по вопросу введения пошлин пока высказывало только Мининфраструктуры - Борис Колесников поддержал эту инициативу. Кроме того, теоретически инициативу может поддержать и АМКУ, считает эксперт UPECO Александр Сиренко. "АМКУ, по сути, признает, что чрезмерная зависимость от импорта горючего приводит к росту цен на него и обвиняет импортеров в чрезмерном росте цен на Аи-95",- говорит Сиренко.