Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития) вчера, 4 ноября 2013 г. опубликовало свой приказ №1240 от 17 октября 2013 г., в котором очередной раз перенесло сроки вступления в силу новых нормативов по дизельному топливу. Эти нормы должны были вступить в силу с 1 ноября 2013 года, но министерство продлило действие прежних стандартов до 1 июля 2024 года, сообщает "Коммерсант-Украина".
Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития) вчера, 4 ноября 2013 г. опубликовало свой приказ №1240 от 17 октября 2013 г., в котором очередной раз перенесло сроки вступления в силу новых нормативов по дизельному топливу. Эти нормы должны были вступить в силу с 1 ноября 2013 года, но министерство продлило действие прежних стандартов до 1 июля 2024 года, сообщает "Коммерсант-Украина".
По мнению директора консалтинговой компании "А95" Сергея Куюна, Украина фактически признает, что поставки дизельного топлива "Евро-3" из России порядка 1,2 млн/т в год (доля 25%) закрыть нечем.
"Если бы стандарты стали выше, то открылась бы прямая возможность поднять цены на дизель "Евро-4", и фактически наличие топлива более низкого качества балансирует ситуацию", - отметил он.
Участники рынка ожидают существенного обострения конкуренции на рынке.
"Сегодня затраты на производство дизельного топлива "Евро-3" на 10-15 долл. за тонну ниже, чем на "Евро-4", и сохранение старых стандартов серьезно скажется на оттоке клиентов нашей компании в пользу импортного российского топлива",- считает председатель правления ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко.
По его словам, предприятию будет непросто конкурировать на рынке с поставщиками более дешевого топлива.
Эксперты полагают, что правительство решило перестраховаться, чтобы не навредить промышленным предприятиям. На дизельном топливе "Евро-4" и "Евро-5" большинство грузовых и специальных автомобилей передвигаться не сможет, отмечает заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
"Использование топлива повышенного качества в специальных автомобилях приведет к ухудшению эксплуатационных и экологических характеристик. Это привело бы к проблемам использования автомобилей Минобороны, Государственной службы чрезвычайных ситуаций, пожарной службы, аграрных предприятий",- говорит эксперт.
По словам Куюна, повышение качества дизельного топлива также отрицательно сказалось бы на использовании дизель-поездов и тепловозов крупнейшего закупщика этой продукции - "Укрзализныци". Это вызвано тем, что двигатели этих поездов изначально созданы именно под "Евро-3" и на этом топливе лучше работают.
Кроме того, по словам Куюна, сохранение прежних стандартов выгодно Шебелинскому газоперерабатывающему заводу, который не имеет возможности производить топливо более высокого качества, поскольку средств на модернизацию предприятия у НАК "Нафтогаз Украины" нет. Геннадий Рябцев считает, что в выигрыше от этого продления окажутся потребители, но с сохранением прежних стандартов дизельного топлива проблема с низким его качеством не решится, поскольку за восемь месяцев невозможно обновить весь парк транспорта, который преимущественно работает на дизеле "Евро-3". По его словам, необходимо продлевать сроки действия стандартов до тех пор, пока Украина будет пользоваться транспортом, который лучше работает на дизельном топливе "Евро-3".
"Украине необходимо брать пример с европейских стран, где существует "аграрное топливо", которое производится по специальному заказу и распространяется не через сеть АЗС",- говорит Рябцев.