Работа Верховной Рады над Меморандумом национального согласия стала способом найти гарантии перемен для общества, таким образом, все представленные в парламенте политические силы смогли бы заявить, к каким изменениям Конституции они готовы, и тем самым подтвердить свою готовность двигаться в направлении децентрализации. Об этом заявил лидер Общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук.
"Прийти к согласию в Раде пока не удалось. Но если бы и удалось, то неясно - сыграл бы такой документ стабилизирующую роль или нет. Ведь для такой роли меморандум не должен быть документом "за все хорошее" или сводиться к изложению принципов конституционной реформы. Необходимо начать конкретные шаги по реализации данной реформы. Главные принципы новой Конституции могут заработать уже сейчас, до ее формального принятия", - сообщил политик.
По словам Медведчука, уже сейчас подобный Меморандум может позволить регионам избрать своих лидеров, оформить этот выбор как голосование на пост кандидата на место глав администраций. Далее президент или и.о. президента утверждает предложенных народом глав ОГА и дает им право самостоятельно формировать свою команду. "То есть народные избранники вместе с областным советом подбирают кандидатуры на должности, которые назначает Киев, решением совета утверждают их, а президент своим указом уже оформляет волю совета. Важно только, чтобы эта работа проходила максимально гласно, чтобы граждане видели - децентрализация перешла от слов к делу", - добавил лидер движения.
Он добавил, что при всей сложности ситуации в Донбассе нельзя ограничивать выборность губернаторов только двумя регионами.
"В том, что я предлагаю сейчас, нет ничего нового, если учитывать украинскую и мировую практику. Реализация принципов конституционной реформы до проведения самой реформы была опробована еще при Кучме. Только касалась она отношений в треугольнике президент-парламент-правительство, а не центра и регионов, - отметил Медведчук. - Осенью 2002-го, когда политреформа была только концепцией, президент пожелал опробовать новые механизмы управления. Было создано парламентское большинство, которое предложило в премьеры Виктора Януковича. В деятельность его правительства Кучма вмешивался поменьше, чем Ющенко в деятельность кабинетов Януковича и Тимошенко в 2006-2009 гг., когда политреформа уже действовала на практике".
Политик рекомендует также обратиться к практике демократических стран Европы, где часто переход от единоличного назначения премьер-министра монархом к назначению им на эту должность кандидата, предложенного парламентским большинством, происходил без изменений Конституции, в силу установления нового конституционно-правового обычая.