ua en ru

Как Кононенко паркует ОПЗ под себя

Как Кононенко паркует ОПЗ под себя Фото: Игорь Кононенко (из открытых источников)

История с появлением последнего поставщика газа на Одесский припортовый завод (ОПЗ) свидетельствует о том, что предприятие полностью перешло в орбиту окружения президента. А газотрейдеры наращивают долги компании, чтобы "забронировать" актив на случай его приватизации.  

Одесский припортовый завод - просто притча украинской отложенной приватизации. Однако за последний год произошло важное изменение – компании поставщики газа не пытаются заработать на производственном цикле, как это делалось раньше.

На прошлой неделе цена газа в Украине составила около 380 долл/тыс. куб. м, в то время как аммиак в портах Черного моря стоил около 250 долл/т, а карбамид – около 260 долл/т. При нынешних ценах на газ и продукцию завода за поставками топлива на предприятие может стоять только желание "привязать" его через долги.

Опыт поставок газа Всеукраинской энергетической компании больше говорит именно об этом. Во-первых, чем больше у ОПЗ долгов, тем меньше будет его оценочная стоимость при продаже в частные руки. Во-вторых, держатель наибольших обязательств приватизируемого предприятия получает преимущество, как сторона способная решить вопросы с дебиторской задолженностью. В-третьих, на правах крупнейшего кредитора новый владелец предприятия может "простить" долги другим кредиторам.

Дебиторское соревнование

Как писали украинские СМИ, Одесский припортовый завод (ОПЗ) долгие годы входил в сферу интересов газового олигарха Дмитрия Фирташа. Его структуры поставляли этому предприятию газ, необходимый для производства химической продукции.

В 2013 году компании, связанные с опальным ныне олигархом, фактически, использовали ОПЗ для процессинга. С одной стороны Ostchem Holding продавала предприятию газ по 430 долл/тыс куб., который покупала у российского "Газпрома" по 265 долл/тыс куб. Прибыль от операций по продажи газа аккумулировалась на кипрской и швейцарской компаниях олигарха. По оценкам СМИ, Ostchem Holding за два года вероятная прибыль от этих операций могла составить около 3,7 млрд долл.

Но затем у Одесского припортового появился эксклюзивный покупатель удобрений. Им стала так же швейцарская компания NF Trading AG. Как предполагали СМИ, она выкупала продукцию по заниженной цене, а затем перепродавала ее по рыночной. Директором этой компании был Дмитрий Глебко, который так же являлся директором компании RosUkrEnergo.

На данный момент ОПЗ должен Ostchem Holding более 250 млн долл. Этот долг подтвержден решением Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, а затем в январе 2017 года признании долга в украинской юрисдикции по решению Южненского городского суда Одесской области.

Но после Майдана и ареста Фирташа в Вене олигарх был отлучен от предприятия. Его место заняли более правильные товарищи. В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что за контроль над денежными потоками ОПЗ был разделен между командами Петра Порошенко и Арсения Яценюка.

Место Ostchem Holding заняла австрийская компания Antra GmBH, которую СМИ связывали с Николаем Мартыненко. Она работала по давальческой схеме: в обмен на поставленный газ продукция завода – карбамид и аммиак.

Схема выглядела привлекательной. Тогда природный газ стоил 230 – 250 долл/ тыс куб. м. Коэффициент его расхода на тонну аммиака составлял 1 тыс куб. м., а карбамида – 0,8 тыс куб. м. При этом тонна самого карбамида стоила (на условиях FOB) 260 долл, а аммиака – 390 долл.

Согласно австрийскому реестру компаний, 90% Antra GmBH принадлежит швейцарской компании Universal Exports Holding AG, зарегистрированной в кантоне Цуг. Еще 10% австрийской фирмы контролирует бизнесмен из Вены Ойген Хинрикс-Шрамм.

Но и Мартыненко помешало изменение политической конъюнктуры. Против него провели достаточно успешную информационную компанию при участии нардепа Сергея Лещенко и главы ОГА Михеила Саакашвили. По некоторым данным, они действовали в интересах президентского крыла.

В результате, в ноябре 2015 года глава ФГИ Игорь Билоус заявил о намерении ОПЗ сменить поставщика газа, а сам Мартыненко в декабре того же года сложил свой депутатский мандат. Вскоре, в марте 2016 года в отставку ушел и сам Арсений Яценюк.

Давальцы-страдальцы

Первую и последнюю попытку заработать на давальческой схеме на ОПЗ совершило ЭРУ Трейдинг Андрея Фаворова весной 2017 года. Газовый трейдер продержался не долго, потому как сотрудничество продлилось около полугода. По данным участников рынка, ЭРУ Трейдинг зафиксировало убыток от операций и закрыло проект.

После нескольких месяцев простоя ОПЗ выбрал нового поставщика газа. Им стала Всеукраинская Энерго Компания. В декабре 2017 года учредителем этой компании был Вадим Колесников из Рубежного, Луганской области. Основным видом деятельности значилась передача электроэнергии. На тот момент в торговле газом ВЭК замечен не был.

Эта компания была засвечена в нескольких сомнительных делах. В частности, фигурировала в уголовном производстве. Отец Вадима Колесникова - Виталий под предлогом инвестирования во "Всеукраинскую Энерго компанию", завладел деньгами и имуществом гражданина в сумме 424 тыс. долларов. Он предложил потерпевшему обменять автомобиль MAYBACH 57 на квартиру в 400 кв. м. Как выяснилось позже, недвижимость оказалась в залоге, а "Майбах" был быстро перепродан третьим лицам.

Газ для ОПЗ компания Колесникова покупала у Газоторговой компании Алексея Дубаса. Его брат был помощником беглого нардепа Александра Онищенко. Отец Алексея Дубаса – Антон близок к Степану Кубиву и, вероятно, сейчас возглавляет Держзовнишинформ.

Но история с поставками газа на ОПЗ закончилась не хуже, чем история с Майбахом. ВЭК подписала с заводом договор на поставку газа и подала номинацию в Укртрансгаз на 13 млн куб м. Но ОПЗ отобрал не 13, а 52 млн куб. м газа.

Судя по данным из судебного реестра, ВЭК не расплатился ни с кем. Потому как сейчас и Укртрансгаз и Газоторговая компания пытаются отсудить хоть что-то. Первая, пытается отсудить у ВЭК и Газоторговой компании 400 млн грн за лишние почти 40 млн кубов газа. А вторая в Хозсуде Одесской области намеревается арестовать около 10 тысяч тонн карбамида, принадлежащего ОПЗ.

Тем временем, конечным бенефициарным собственником Всеукраинской Энерго Компании стала Галина Семиряжко из того же города Рубежное. Тяжба с Укртрансгазом затягивается по процессуальным причинам. Вероятно, дело будет долгим и отсудить средства за газ, которым прокредитовали ОПЗ будет очень непросто.

Новым поставщиком Припортового завода стала компания Либерти Газ. Компания зарегистрирована в 2015 году. В декабре 2017 года в компании сменился владелец. Им стала Наталья Душейко, зарегистрированная в Голосеевском районе столицы. Сейчас компания судится с Нафтогазгруп Деметра за 47 млн грн по неисполненному договору купли-продажи газа. Не исключено, что сотрудничество Либерти Газ с ОПЗ будет протекать по аналогичному сценарию, описанному выше.

Участники рынка неформально утверждают, что новые поставщики газа подконтрольны окружению президента, а именно – нардепу Игорю Кононенко.

Должен, как земля колхозу

Можно бесконечно искать доказательства связи поставщиков-однодневок с Игорем Кононенко, но очевидно одно. Соучастником в наращивании дебиторской задолженности стала государственная компания Укртрансгаз.

Одесский припортовый на протяжении более чем двух недель отбирал газ, на который у него не было номинации. Оператор же магистральных газопроводов просто безучастно наблюдал за процессом более чем неделю.

Как справедливо отметили украинские СМИ, с половины апреля Укртрансгаз в реальном времени 10 дней наблюдал, как воруется его газ. И ничего с этим не делал. Через месяц оператор ГТС сообщил на своем сайте о том, что ВЭК не оплатила поставленный ресурс на сумму почти 0,5 млрд грн.

То есть Укртрансгаз просто стоял в стороне и давал возможность ОПЗ отбирать газ из трубы, прекрасно понимая, что поставщик газа не заводил столько газа под своего клиента в систему и Припортовый уже тянет газ из ГТС.

После этого Укртрансгаз выразил глубокую обеспокоенность и перевел стрелки на Одессагаз, обратившись к НКРЭКУ провести внеплановую проверку этого предприятия. Хотя по кодексу ГТС, потребление без номинации своего клиента должен закрыть поставщик газа, то ест ВЭК.

Как отмечают украинские СМИ, с конца 2017 года глава Нафтогаза Украины Андрей Коболев ориентирован на Петра Порошенко. Такой союз был заключен после длительного противостояния Коболева и премьера Владимира Гройсмана.

Похоже, именно в этом кроется причина молчаливого согласия Укртрансгаза на добро для ОПЗ получать газ из трубы.

Для ОПЗ это значит, что предприятие отдано на откуп ближайшему окружению президенту. Можно предположить, что припортовы окончательно перешел в распоряжение нефтегазового крыла Игоря Кононенко. Который в стремлении "припарковать" припортовый завод стал активно использовать ресурсы Укртрансгаза и лояльность Андрея Коболева нынешнему президенту.

Как уже отмечалось, при нынешней ценовой конъюнктуре ОПЗ превратился в актив, который может приносить прибыль в рамках вертикальной интеграции: либо при наличии дешевого газа, либо аммиака. Приватизация имеет смысл для компаний, которые имеют доступ к данным ресурсам.

У Игоря Кононенко есть самое нужное, дешевый газ украинской добычи. Как мы уже писали, снижение ставок ренты на добычу газа вызвало небывалый спрос на "спящие" компании соратников режимы беглого президента Януковича.

Игорь Кононенко через своего конфидента Виталия Кропачева консолидировал несколько газодобывающих компаний, принадлежавших ранее Александру Януковичу, сыну Виктора Януковича. Поэтому у друга президента Игоря Кононенко будет столь нужный для работы ОПЗ дешевый ресурс и вертикальная интеграция.