Конфликты интересов: что мешает правительству начать большую приватизацию
Кабинет министров на прошлой неделе утвердил список объектов большой приватизации на 2019 год. Из подобного списка, составленного на 2018 год, Фонд госимущества ничего не продал. И это несмотря на принятый в начале прошлого года новый закон о приватизации, который, как ожидалось, упростит и ускорит этот процесс. В прошлом году приватизация должна была принести в бюджет более 21 млрд гривен, однако по факту удалось выручить сумму в сто раз меньше – порядка 203 млн гривен, и то за счет продажи объектов малой приватизации. Почему приватизация в прошлом году провалилась, кто заблокировал продажу госактивов и смогут ли их продать теперь – в материале РБК-Украина.
Приватизация по-новому
В новейшей украинской истории крайне мало примеров успешной приватизации крупных объектов. Один из них – продажа металлургического предприятия "Криворожсталь" почти пятнадцать лет назад. Перед президентскими выборами 2004 года государственный пакет акций комбината "на льготных условиях" выкупил консорциум приближенных к власти олигархов Рината Ахметова и Виктора Пинчука за 4,26 млрд гривен. Эту сделку отменил суд, и уже через год на новом конкурсе победило немецкое подразделение сталелитейного гиганта Mittal Steel Co, ныне ArcelorMittal. Сумма сделки составила 24,2 млрд гривен.
Но львиная доля ключевых госпредприятий, выставленных на продажу, оказались в руках украинских олигархов. К примеру, "Укррудпром", владевший большинством горно-обогатительных комбинатов, был разделен между компаниями Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова, Виктора Пинчука и Вадима Новинского. Сейчас Конституционный суд рассматривает иск группы народных депутатов во главе с Викторией Войцицкой и Павлом Ризаненко об отмене приватизации "Укррудпрома" из-за дискриминации других потенциальных участников конкурса.
В приватизации "для своих" участвовали и российские олигархи. Группа VS Energy, аффилированная с бывшим депутатом Госдумы РФ Александром Бабаковым, Евгением Гинером и Михаилом Воеводиным купила контрольные пакеты акций семи украинских облэнерго, в еще двух – Николаевском и Хмельницком, компания выступает миноритарным собственником. Стоит отметить, что официальным владельцем этих активов выступает нидерландская компания VS Energy International NV. Бабаков официально отрицает владение какими-либо активами в Украине.
Чтобы избежать "ошибок" предшественников, Верховная рада 18 января 2018 года приняла новый закон о приватизации государственного и коммунального имущества. Этим же законом депутаты запретили участвовать в торгах за украинские активы резидентам Российской Федерации и компаниям, которые находятся под их контролем.
Кабинет министров в свою очередь разделил объекты для продажи на две группы: малой и большой приватизации. Основной критерий – стоимость актива. Объекты, оцененные в сумму свыше 250 млн гривен, должны быть реализованы при участии инвестиционных советников, остальные – через электронные торговые площадки, аккредитованные в системе "Прозорро.Продажи". Отвечает за приватизацию Фонд государственного имущества (ФГИ). Именно ему профильные министерства должны передать объекты, предназначенные для продажи.
Руководитель Фонда госимущества Виталий Трубаров в мае прошлого года рассказал РБК-Украина, что государство планирует в 2018 году реализовать 26 объектов большой приватизации. Их суммарная стоимость была оценена в 22 миллиарда гривен. Первыми с молотка должны были уйти "Центрэнерго", Одесский припортовый завод и "Сумыхимпром".
Подготовка этих объектов к приватизации началась еще до принятия нового профильного закона. "Другие предприятия, которые будут продаваться уже согласно новому закону, мы будем разбивать на несколько групп и отбирать советников по группам. Каждому советнику необходимо будет от трех до четырех месяцев фактической работы. Если сложить тайминг всех этих процессов, получается конец осени", – отметил тогда Трубаров.
Судебный блокпакет
Кабинет министров сократил перечень крупных государственных предприятий, подлежащих продаже в этом году. На прошлой неделе правительство исключило из списка такие компании, как "Завод алюминиевой фольги", "Аграрный фонд", Запорожский титано-магниевый комбинат, "Турбоатом", Криворожскую теплоцентраль, а также Херсонскую, Днепровскую и Северодонецкую ТЭЦ. Всего в этом году чиновники планируют продать 16 предприятий, среди которых, к примеру, Одесский припортовый завод и "Центрэнерго". Именно с продажи этих предприятий власти уже несколько лет собираются начать так называемую большую приватизацию.
Первые конкурсы по отбору инвестиционных советников для продажи госпредприятий начались в конце июня. Четыре ТЭЦ было решено приватизировать пакетом, комиссия выбрала для этой цели советника в лице "Конкорд Консалтинг" в составе консорциума Baker McKenzie, "Бюро Маркуса", BDO, Ernst & Young и Kreston GCG. Однако его не утвердило правительство. Согласно списку большой приватизации на 2019 год, правительство отказалось от идеи приватизировать "Турбоатом" и теплоцентрали.
Инвестсоветник для пяти облэнерго пока не избран. Для "Орианы" и "Украгролизинга" проводят повторный конкурс, уже третий по счету. Днепровский электровозостроительный завод будут продавать через "Prozorro.Продажи", потому как этот актив за прошедший год, очевидно, упал в цене ниже отметки 250 миллионов гривен. Желающих заняться приватизацией "Сумыхимпрома", "Азовмаша" и ЗТМК не нашлось, потому Фонд госимущества готовит их к продаже самостоятельно.
По итогам первого конкурса в конце июля определились советники по приватизации шести объектов. Реализацией угольной компании "Краснолиманская", "Президент-отеля" и "Индара" должен заниматься "Конкорд Консалтинг" в составе консорциума KPMG, "Бюро Маркуса" и Redcliffe Partners. За продажу Одесского припортового отвечает Pericles Global Advisory вместе с White & Case LLP, Kinstellar, KPMG Ukraine и SARS Сapital. Для приватизации "Электротяжмаша" был отобран советник "KMPG Украина" в составе консорциума Baker McKenzie, Henniger Winkelmann Consulting. Продажу ОГХК будет сопровождать "BDO корпоративные финансы" вместе с Baker McKenzie, Baker Tilly Ukraine и Asset Expertise.
Но сейчас из этих шести активов к приватизации готовится только "Президент-отель". По данным РБК-Украина, Фонд госимущества планирует продать его уже этой весной. Для остальных объектов Окружной административный суд города Киева запретил правительству утверждать инвестиционных советников. Произошло это в рамках иска компании "Грант Торнтон" и юридической фирмы "Маршаллер и партнеры" к ФГИ с требованием отменить результаты конкурсов.
В растиражированном заявлении украинское подразделение "Грант Торнтон", совместно с представительствами в Италии и Македонии, заявило о ряде грубых нарушений в ходе отбора инвестиционных советников Фондом госимущества. В компании отметили, что в присутствии всех участников конкурса не были распечатаны конверты с конкурсными предложениями, а также не были определены лучшие из них путем начисления баллов и победители этих конкурсов. Представители "Грант Торнтон" утверждают, что они в ряде случаев предложили лучшую цену и условия, чем победители.
В ответ на это Фонд госимущества подал на компанию в суд для защиты чести, достоинства и деловой репутации. Если суд согласится с доводами ФГИ, "Грант Торнтон" выплатит ему 10 миллионов гривен. "Однако, какие бы олигархические группы не стояли за этими под копирку написанными исками, я надеюсь, что 28 ноября Киевский апелляционный суд рассмотрит апелляцию Фонда, и все безосновательные обвинения будут отменены, а большая приватизация будет разблокирована", – написал глава Фонда Виталий Трубаров в Facebook 14 ноября.
"Грант Торнтон" была участником конкурса и представляет международную корпорацию, украинское подразделение которой возглавляет заместитель Виктора Балоги в Секретариате президента Виктора Ющенко – Александр Чалый. В то время как о "маршаллерах" информации немного. Управляющий партнёр компании Зоя Ярош занималась освобождением от пожизненного заключения Любови Кушинской вместе с народным депутатом Александром Грановским. На сайте "Маршаллер и партнеры" всего два сообщения об успешных делах за 2018 год. Оба адвокаты выиграли защищая интересы Одесского припортового завода и первого заместителя директора предприятия Николая Щурикова.
В конце ноября он опубликовал письмо управляющего директора компании Rotschild в странах СНГ Джованни Сальветти к украинскому премьер-министру. Представитель финансового гиганта выразил обеспокоенность прозрачностью конкурса по отбору инвестиционного советника для ОПЗ. Польское подразделение Rotshchild заняло по его итогам второе место. "Я бы очень оценил, если бы вы смогли предоставить нам объяснения по каким критериям был сделан именно такой выбор. Также мы интересуемся существует ли план нового конкурса на эту позицию", – написал Сальветти в секретном письме Гройсману.
Также он отметил, что Rotshchild имеют богатую историю в сопровождении сделок в Украине за последние десять лет и располагают сильными экспертами в области химии и удобрений. Как известно, самая громкая сделка этой компании в Украине касалась Roshen президента Петра Порошенко. Именно Rotshchild управляют "слепым трастом", куда глава государства передал свою корпорацию 16 января 2016 года.
Борьба за влияние
Состоянием на конец прошлого года суд не принял решения, которое позволило бы разблокировать подготовку к продаже пяти крупнейших объектов большой приватизации. В последнем меморандуме Международного валютного фонда отдельно указано обещание Украины закончить приватизацию угольной компании "Краснолиманская", предприятия по производству инсулина "Индар" и киевского "Президент-отеля" в первом полугодии 2019 года.
С того момента как суд позволит Кабмину назначить советников по приватизации им понадобится еще около трех месяцев, чтобы закончить все необходимые процессы. То есть, в лучшем случае торги за эти активы могут начаться в канун второго тура президентских выборов. По сложившейся практике инвесторы крайне неохотно приходят на рынки стран, которые находятся в избирательном процессе.
Трубаров в упомянутом интервью отмечал, что и Фонд, и правительство "интересует не столько цена приватизации, сколько чтобы после приватизации предприятие работало, платило налоги и люди были трудоустроены". Однако, кроме того, что объекты большой приватизации действительно с каждым месяцем теряют в цене, от них уходят и кадры. Состоянием на конец октября прошлого года с Одесского припортового завода уволилось свыше 700 сотрудников. Тогда начались перебои с зарплатой. Через месяц оставшиеся работники угрожали правительству забастовкой, а в начале этого года руководство завода заявило о планах построить элеватор для перевалки зерна на существующих мощностях. Из-за долгов и отсутствия давальческого контракта ОПЗ простаивает уже девять месяцев.
"С ОПЗ дела плохи, он стоит. Никто там ничего строить не будет, но эта ситуация будет тянуться до окончания президентских выборов. Потом, если будет политическая воля, суды позакрывают эти дела и приватизация начнется", – уверен собеседник РБК-Украина в Фонде госимущества.
Еще один объект, на приватизацию которого правительство рассчитывало в 2018 году – это крупнейшая электрогенерирующая компания "Центрэнерго", объединяющая три ТЭС. Её советником стало польское подразделение Ernst&Young еще в феврале. 11 декабря стало известно, что Фонд госимущества отменил конкурс по продаже государственного пакета акций "Центрэнерго". На конкурс подали документы только две компании: "Укрдонинвест" Виталия Кропачева и белорусское предприятие "Нефтебитумный завод".
Глава ФГИ тогда объяснил, что они не предоставили все необходимые документы, в частности относительно связанных с потенциальным покупателем людей. Возникли проблемы и с финансовым обеспечением. Советник оценил предприятие в шесть миллиардов гривен, однако претенденты на его покупку не смогли доказать, что располагают такими средствами. "Кроме того, по информации предоставленной правоохранительными органами, конечным бенефициарным владельцем одного из претендентов является лицо, которое также является основателем и контроллером компаний, зарегистрированных на территории РФ, о чем участник не сообщил в конкурсной документации", – добавил Трубаров.
Собеседник РБК-Украина, знакомый с ситуацией в большой приватизации, предполагает, что конкурс был сорван намеренно. По его словам, в Фонде госимущества этот процесс контролирует заместитель главы ФГИ Владимир Державин – бывший помощник влиятельного народного депутата Игоря Кононенко. Виталия Кропачева называют "смотрящим" за угольным бизнесом от этого нардепа. Он в свою очередь имеет интересы в "Центрэнерго", ему же приписывают контроль над ОПЗ.
"Раньше так было, что приближенные к власти олигархи покупали стратегические предприятия, сейчас люди жадные, они хотят не покупать, а брать в аренду, просто их использовать. У Игоря Кононенко нет лишних шести миллиардов, зачем ему его покупать, если оно и так сейчас работает на него. На "Центрэнерго" куча проблем, его нужно ремонтировать, модернизировать, привлекать инвестиции. Они его и не собирались покупать, но не хотели терять возможность еще полгода на нем зарабатывать", – говорит источник.
Он также уверен, что блокада приватизации это часть войны между Банковой и премьером за контроль над правительством. "Это никому не выгодно. Если разблокируют суды, Кабмин утвердит, то чисто теоретически можно в середине-конце лета провести продажи. Но пока я не вижу, чтобы процесс двигался", – резюмирует собеседник.