Министерство транспорта КНР планирует сократить ежегодные инвестиции в строительство высокоскоростных железных дорог в 2012 г. на 15% - до 400 млрд юаней (63,1 млрд долл.), передает китайское информационное агентство "Синьхуа". Решение о сокращении инвестиций в железнодорожные проекты последовало, в том числе после страшной аварии на путях КНР в июле 2011 г., когда столкновение двух высокоскоростных поездов унесло жизни 40 человек.
Сокращение инвестиций может положительно сказаться на финансах китайского железнодорожного ведомства, которое является крупнейшим эмитентом облигаций (после казначейства). По состоянию на конец сентября 2011 г. ведомство имело задолженность в 2,23 трлн юаней (351,8 млрд долл.). Для того, чтобы поддержать отрасль железнодорожного строительства, оказавшуюся в непростом финансовом положении, Пекин ввел налоговые послабления для держателей облигаций Министерства железнодорожного транспорта (это касается облигаций, которые будут приобретаться в период с 2011 по 2013 гг.).
Прямые инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры по итогам 2010 г. составляли 3% от общего объема капитальных вложений страны. В следующем году Министерство железнодорожного транспорта планирует начать прокладку 6,366 тыс. км железнодорожного полотна.
Впервые информация о том, что КНР может сократить инвестиции в стратегически важные отрасли и инфраструктурные проекты (к которым как раз относится сооружение высокоскоростных железнодорожных линий) появилась в июле 2011 г. Тогда источники в правительственных кругах КНР сообщили, что решение об урезании финансирования было принято из-за высокого уровня коррупции в ведомствах. Изначально рассчитанная на 3 года программа инвестиций в семь отраслей промышленности предусматривала финансирование в размере 1,5 трлн долл.
По данным источников, урезание расходов на строительство высокоскоростных железных дорог напрямую связано с отставкой в марте 2011 г. уличенного в коррупции министра транспорта в сфере железнодорожного сообщения. В связи с этим в апреле премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао пригрозил принять серьезные меры против чиновников, злоупотребляющих доверием властей и разбазаривающих государственные средства при реализации крупных проектов, а также членов их семей.
Пекин на протяжении долгого времени рассматривал инфраструктурные проекты как возможность создания новых рабочих мест и стимул к повышению экономической активности и росту. Однако позже вектор внимания сместился в сторону проблем инфляции.