Концерны из Китая готовы строить в Европе футбольные стадионы, АЭС и скоростные автобаны по демпинговым ценам. Европейские компании бьют тревогу и требуют от Брюсселя регламентировать выход китайских строительных компаний на рынок ЕС и встречного открытия для европейских фирм рынка КНР.
"Китайские строительные концерны заходят в европейский строительный бизнес как будто через черный ход, - заявил Handelsblatt глава Союза немецкой стройиндустрии Михаэль Книппер. - Так, в ходе одного из тендеров в Польше они предложили цену на 30% ниже стоимости проекта самого скромного участника".
Наступление китайцев на строительную отрасль Европы особенно болезненно воспринимается в Германии, так как напрямую затрагивает множество средних предприятий, доминирующих на этом рынке.
Китайцы лишь недавно вышли в лидеры мирового строительного бизнеса. Если ранее ведущие позиции здесь занимали французские Vinci и Bouygues, то по итогам 2011 года все три первых места заняли концерны из КНР во главе с China State Construction Engineering, а Vinci оказался лишь на четвертом месте.
Правда, именно в Европе объем китайского строительного бизнеса пока невелик - менее 3% в 2010 году от всех зарубежных заказов, свидетельствуют данные отраслевой службы ENR. Однако он растет. Так, China Road and Bridge Company строит сейчас в Белграде мост через Дунай и собирается участвовать в тендере на прокладку трех участков скоростного автобана в Сербии.
Крупные европейские компании, правда, настроены оптимистично. "Возможно, мы и проиграли им битву за африканский рынок, но утвердиться в Европе у них все же не получается", - заявил Handelsblatt глава австрийского строительного концерна Strabag Ханс-Петер Хазельштайнер. Он привел в пример неудачную, несмотря на демпинговое предложение, попытку консорциума китайских фирм получить подряд на строительство автобана в преддверии чемпионата Европы по футболу.
"Когда речь идет о сложных в инженерном отношении объектах, то китайские компании пока еще не достигли европейского уровня качества", - считает Михаэль Книппер. Но они полны решимости доказать, что им по силам даже самые сложные проекты. Например, сейчас китайцы участвуют в тендере на возведение пяти АЭС в Великобритании. Эксперт предостерегает от недооценки потенциала китайских концернов. "Они не только могут предложить выполнить работу по значительно более низким ценам, но и обеспечить привлечение госкредита на выгодных условиях", - отметил глава Союза немецкой стройиндустрии.
С учетом таких конкурентных преимуществ китайцев Михаэль Книппер требует от Брюсселя четкой регламентации условий работы концернов из Поднебесной на территории ЕС: "Невозможно мириться с ситуацией, когда, скажем, китайская фирма открывает представительство в Румынии, а услуги свои предлагает в Германии по принятым в Румынии тарифам, которые ниже законодательно утвержденного в ФРГ размера минимальной зарплаты". В Румынии часовая оплата труда в строительной отрасли составляет 3,35 евро, а в Германии - 23,40 евро.
Кроме того, европейские компании требуют, чтобы Китай открыл для них свой рынок, где сейчас существует слишком много различных бюрократических заслонов. По данным Союза немецкой стройиндустрии, доля европейских компаний на строительном рынке Поднебесной снизилась сейчас до 1%.