"Роснефть", "Транснефть" и CNPC наконец согласовали новые условия поставок российской нефти в Китай, рассказали изданию "Коммерсант. Украина" источники, близкие к переговорам. В контракт сторон будут внесены изменения, по которым "Роснефть" и "Транснефть" предоставят "страновую" скидку CNPC в размере 1,5 долл. с барреля.
"Она будет одобрена задним числом, скидка действует с начала ноября прошлого года",- рассказал один из источников издания. CNPC, в свою очередь, должна полностью погасить задолженность за поставки нефти с начала 2011 г. - в целом 134 млн долл. "Вся сумма была переведена "Транснефти" еще в середине января",- рассказал один из собеседников издания. В "Роснефти", "Транснефти" и CNPC данную информацию не комментируют.
По словам собеседников издания, изменения в контракте уже были одобрены на совете директоров "Транснефти" 22 февраля. Сегодня этот вопрос также будет рассматриваться и на совете директоров "Роснефти". При этом для окончательного одобрения новых условий контракта ей придется проводить внеочередное собрание акционеров. По словам одного из источников издания, оно состоится в заочной форме 9 апреля.
Спорное соглашение было заключено еще в 2009 г. В обмен на кредиты от Банка развития Китая для "Роснефти" и "Транснефти" в размере 15 млрд долл. и 10 млрд долл. соответственно госкомпании обязались в 2011-2030 гг. поставлять в Китай 15 млн тонн нефти ежегодно по трубопроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Для этого "Транснефть" заключила договор о покупке 6 млн тонн нефти у "Роснефти" по цене, привязанной к стоимости экспорта в Китай. Цена определялась по специальной формуле на базе котировок Argus и Platts FOB в конечной точке ВСТО - порту Козьмино.
Но как только поставки начались, в январе 2011 г., с контрактом возникли проблемы. Стороны по-разному оценили коэффициент Т, который определял логистические расходы "Транснефти" на доставку нефти. CNPC стала недоплачивать по 13 долл. с барреля, так как получала нефть по отводу от ВСТО - маршруту, который вдвое короче. В "Транснефти" на это заявляли, что на протяжении всей трубы действует единый сетевой тариф, равный 1815 руб. за тонну (около 65 долл.). Для российских компаний потери от позиции CNPC на период всего действия контракта могли составить почти 30 млрд долл.
Договориться на корпоративном уровне у сторон не получалось, к началу лета долг CNPC достиг почти 200 млн долл. Полностью урегулировать ситуацию не удалось и на уровне правительств двух стран. В ходе очередного раунда энергодиалога в июне CNPC согласилась погасить большую часть долга и снизить размер коэффициента T до 3 долл. за баррель. Это дало вице-премьеру Игорю Сечину повод заявить, что "все противоречия устранены и достигнуто взаимопонимание". Но в "Транснефти" предупредили, что, если CNPC не выплатит долг полностью, российская компания досрочно рассчитается с Банком развития Китая и обратится в международные суды. Источник издания в самом банке говорил, что "платежеспособность российских компаний вызывает сомнение". При этом в случае остановки поставок, отмечали источники в Минэнерго, "Роснефть" и "Транснефть" "попадали на серьезные проценты".
В октябре стороны снова провели переговоры в рамках энергодиалога. Сечин и на этот раз уверенно заявил, что "рыночное решение, отражающее параметры рынка, найдено и достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии". Вице-премьер заверил, что на корпоративном уровне все будет закреплено в течение нескольких недель. Но переговоры компаний затянулись. По словам источников издания, изменения в контракте были согласованы "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC только в конце декабря. Один из источников отмечает, что "формально T будет равным нулю, а 1,5 долл. - это именно скидка". Детали договоренностей стороны решили не разглашать.
В целом мирное урегулирование спора с китайцами обойдется "Роснефти" примерно в 3 млрд долл. "Это нормальная сумма, мы на нее готовы",- говорит один из собеседников издания.
Источник с китайской стороны, близкий к межправительственной комиссии двух стран, называет новую цену справедливой.
Собеседник издания, близкий к "Роснефти", считает изменения в контракте "победой российской стороны". "Они вообще изначально хотели от нас скидку по 13,5 долл. с барреля, а мы сумели договориться только о 1,5 долл.",- отметил он. При этом источник издания в "Роснефти" уверяет, что поставки нефти в Китай для компании на данный момент являются самыми выгодными. "По сравнению с западным направлением в течение 2012 года поставки в Китай с учетом новых поправок выгоднее примерно на 600 млн долл.",- пояснил он.
Напомним, ранее в CNPC сообщили, что импорт нефти в КНР в 2012 г. вырастет до 266 млн т, или 5,34 млн барр./сутки.