Китай начал торговую войну с США, повысив таможенные пошлины на импорт автомобилей. Согласно официальному заявлению Министерства торговли Китая, новые ставки таможенных пошлин на импорт произведенных в США автомобилей будут действовать в течение двух лет начиная с сегодняшнего дня. В Пекине дифференцированно подошли к определению размеров пошлин, призванных бороться с демпингом и субсидированием автопрома, - их величина будет варьироваться от 2 до 21,5%.
Наивысшая ставка грозит продукции небольших производителей из США, специализирующихся на дорогих спортивных автомобилях, в то время как минимальные ставки будут применяться к американским подразделениям европейских и азиатских компаний, таких как BMW и Honda. Столпы американского автопрома - GM, Ford и Chrysler - будут вынуждены повысить стоимость своей продукции в Китае на 8,8-12,9%. При этом в Поднебесной уже действуют таможенные пошлины в отношении продукции зарубежного автопрома в размере 25%. Для сравнения: в период 1986-1993 годов импортные пошлины на автомобили составляли в КНР 180-220% в зависимости от объема двигателя. Впоследствии Пекин планомерно снижал величину тарифов, доведя ее уже до 70-80% к моменту вступления в ВТО в 2001 году.
Примечательно, что новые меры таможенного регулирования будут применяться лишь к автомобилям с объемом двигателя свыше 2,5 л и никак не затронут наиболее популярные в стране машины эконом-класса, которые в большинстве своем собираются внутри Китая на СП с зарубежными компаниями. По оценкам китайских властей, новые пошлины коснутся лишь 50 тыс. автомобилей в год.
"Подобным поступком Пекин хотел сказать две вещи. Во-первых, он готов продолжить таможенную войну с США и готов диктовать Вашингтону правила поведения американских компаний на домашнем рынке. Во-вторых, это повышение пошлин должно подтолкнуть зарубежных производителей размещать в Китае не только производство маломощных и недорогих автомобилей, но и собирать там свои лучшие модели", - пояснил профессор кафедры экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанд Дуденхоффер. По мнению многих экспертов, новые ставки являются ответной реакцией Пекина, которому совсем недавно не удалось в рамках ВТО оспорить американские пошлины на ввоз китайских автомобильных шин.