Китай ведет переговоры с Колумбией о строительстве железнодорожного дублера Панамского канала, который напрямую соединит побережья Тихого и Атлантического океанов. Для Пекина это хорошая возможность удешевить поставки сырья из Южной Америки и увеличить экспорт в регион своих товаров, пишет издание РБК daily.
"Это реальное предложение, и переговоры по нему значительно продвинулись. Китайская сторона подсчитала стоимость перевозки за тонну, объем инвестиций, и все это реально", - заявил The Financial Times Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос.
Протяженность будущего "сухопутного канала" составит 220 км, превысив почти втрое длину Панамского водного канала. Железная дорога пройдет от тихоокеанского побережья Колумбии до нового города в районе Картахены, где будут складироваться китайские товары для дальнейшего экспорта в страны Северной и Южной Америки. В свою очередь местное сырье будет направляться в Китай.
Для Пекина трасса-дублер станет очередным шагом к планомерному расширению присутствия в развивающихся странах.
"Колумбия обладает стратегически важным географическим положением, мы рассматриваем эту страну как ворота в Латинскую Америку", - заявил посол Китая в Колумбии Гао Чжэнюэ.
Стороны также ведут переговоры о расширении и модернизации местной железнодорожной сети и важнейшего порта Колумбии Буэнавентуры. В целом амбициозный проект обойдется Китаю в 7,6 млрд долл., финансирование будет осуществлять China Development Bank. Однако Пекин рассчитывает, что в итоге это позволит увеличить объем ежегодных перевозок грузов из Колумбии, в основном каменного угля, до 40 млн т. Колумбия занимает пятое место в мире по добыче этого сырья. Кроме того, масштабные инвестиции помогут Китаю укрепить здесь свое экономическое влияние в целом. Известно, что оператором проекта выступит China Railway Group.
"Вне всякого сомнения, предлагаемый вариант поможет снизить зависимость торговли Азии с США и странами Южной Америки от одного транспортного маршрута. Китаю создание железнодорожной ветки обойдется дешевле равнозначного увеличения объема морских грузоперевозок через Панамский канал. Железнодорожный маршрут также будет способствовать увеличению поставок китайских товаров в Южную Америку", - сказала РБК daily экономист Chatham House Ванесса Росси. Вместе с тем, по мнению эксперта, может встать вопрос об обеспечении безопасности подобного маршрута с учетом того, что он будет проходить по территории Колумбии.
"Не хотелось бы порождать чрезмерных ожиданий, но проект очень разумный. Азия - новый локомотив мировой экономики"», - подчеркнул в своем интервью Хуан Мануэль Сантос. В 2010 году торговый оборот между Китаем и Колумбией вырос до 5 млрд долл., сделав Пекин вторым по величине экономическим партнером Боготы после Вашингтона.
Колумбия является одним из главных политических союзников США в Латинской Америке, однако в торгово-экономической сфере у сторон существует немало проблем. Богота надеется, что новый торговый путь даст возможность оказать и некоторое политическое давление на Вашингтон: правительства двух стран подписали договор о свободной торговле, который до сих пор не ратифицирован американским конгрессом.