Кабинет министров зарегистрировал в Верховной раде проект госбюджета на 2019 год. Львиную долю расходов казны правительство предлагает распределить на армию, дотации Пенсионному фонду, обслуживание госдолга, жилищные субсидии и социальную помощь. Чиновники намерены увеличить затраты на содержание силовых ведомств и выделить больше на образование и медицину. Между первым и вторым чтением депутаты могут существенно перекроить не только расходы, но и доходы бюджета, предупреждают аналитики. О том, каким проект бюджета-2019 поступил в Раду, и чем он отличается от главного финансового документа нынешнего года - в материале РБК-Украина.
В Украине стартовала подготовка к принятию государственного бюджета на 2019 год. На прошлой неделе Кабинет министров внес в Верховную раду проект бюджета, а уже в понедельник, 17 сентября, текст документа под №9000 и приложения с расчетами к нему были опубликованы на сайте парламента.
Макропоказатели, на основании которых чиновники готовили проект госбюджета, Кабмин утвердил еще в июле. Потому здесь обошлось без сюрпризов. Кабинет министров, как и ожидалось, рассчитывает в 2019 году на трехпроцентный рост ВВП. Инфляция в следующем году несколько замедлится по сравнению с нынешним годом и составит 7,4% (в 2018 году Кабмин ожидает инфляцию около 9,9%). Госбюджет рассчитан, исходя из обменного курса гривны 29,4 гривен/доллар. Прожиточный минимум с 1 января 2019 года составит 1853 гривны, с июля - 1936 гривен, с декабря - 2027 гривен. Минимальная зарплата с января также вырастет - с 3723 гривен до 4173 гривен.
Поступления сводного бюджета (с учетом местных) в следующем году составят почти 1,3 трлн гривен, что на 130 млрд гривен больше, чем в этом году. При этом доходы сугубо госбюджета достигнут 1,008 трлн гривен при запланированных расходах 1,094 трлн гривен.
Правительство посчитало, что триллионного показателя удастся достичь благодаря почти 10-процентному росту доходов казны (в госбюджете-2018 они не превышают 918 млрд гривен). Такое увеличение в основном произойдет за счет налоговых поступлений. Их общая сумма в следующем году должна вырасти на 10,5% - до 849 млрд гривен.
Львиная доля роста придется на поступления от уплаты налогов на доходы и прибыль, а также на внутренние налоги на товары и услуги. В частности, Кабмин планирует, что соберет в 2019 году на 25,3 млрд больше с уплаты налогов на прибыль предприятий (поступления должны вырасти более, чем на 10 млрд гривен - до почти 93 млрд гривен) и на доходы физлиц (рост на 15 млрд гривен - до 106 млрд гривен).
Но эти планы правительства может нарушить президент Петр Порошенко. В июле он зарегистрировал в Раде законопроект о введении налога на выведенный капитал, которым предлагается заменить налог на прибыль. Если парламент все же поддержит инициативу главы государства, то, по разным оценкам, госбюджет не получит порядка 20-40 млрд гривен налоговых поступлений. "Я видел последние расчеты. Не меньше 27 миллиардов гривен "минус" на первый год внедрения. Там от 27 до 40 миллиардов", - заявил на прошлой неделе премьер-министр Владимир Гройсман, потребовав четкие компенсаторы для бюджета в случае введения налога на выведенный капитал.
Рентные платежи в 2019 году, напротив, вырастут незначительно: всего на почти 2 млрд гривен - до порядка 49 млрд гривен. Традиционно основную часть поступлений в казну правительство ожидает от уплаты ренты на добычу природного газа – 31,2 млрд гривен и более 8 млрд гривен – на добычу нефти и других полезных ископаемых.
Что касается поступлений от сборов внутренних налогов, то эту строку доходов чиновники, во-первых, рассчитывают пополнить почти на 11 млрд гривен за счет акцизных сборов – до 89,4 млрд гривен. Максимальные поступления государство ожидает от акциза на табачную продукцию (почти 59 млрд гривен) и топливо (около 38 млрд гривен). По нормам украинского законодательства, ежегодно ставки акциза на табачную продукцию должны повышаться на 20%. Кроме того, 17 сентября Кабмин предложил парламентариям индексацию акциза на табак и алкоголь еще на 9%.
Во-вторых, правительство надеется на увеличение поступлений от уплаты НДС как на украинские, так и на импортные товары суммарно почти в 50 млрд гривен. Всего сборы внутренних налогов в госбюджете-2019 должны увеличится более, чем на 10% - до почти 568 млрд гривен.
Неналоговые поступления в следующем году вырастут незначительно – на 4,2 млрд гривен (до почти 149 млрд гривен). Эту строку доходов госказны Кабмин, прежде всего, рассчитывает наполнять за счет доходов от госпредприятий, которые суммарно увеличатся в 2019 году не более чем на 1 млрд гривен – до 93 млрд гривен. В частности, поступления части доходов и прибыли от уплаты дивидендов коммунальных и госпредприятий ожидаются на 8 млрд гривен больше, чем в 2018 году - на уровне 44,5 млрд гривен.
Кабмин предлагает на следующий год установить предельную сумму дефицита госбюджета на уровне 89,9 млрд гривен. Компенсировать нехватку средств будут в основном за счет займов. Для финансирования госбюджета власти намерены одолжить почти 346 млрд гривен, что на 114 млрд гривен больше, чем запланировано взять в долг в 2018 году.
В то же время, в 2019 году правительству предстоят крупные выплаты как по внутренним, так и по внешним долгам - 272,2 млрд гривен. Это почти на 97 млрд гривен больше выплат текущего года. По словам премьер-министра, размер госдолга по отношению к ВВП в следующем году снизится до 52,2% с 60% в нынешнем году.
Еще один источник для покрытия дефицита госбюджета - поступления от приватизации, которые в 2019 году, согласно ожиданиям Кабинета министров, должны составить 17 млрд гривен. Впрочем, план приватизации последние несколько лет не выполнялся. Этот год был не исключением – в госбюджете-2018 доходы от приватизации запланированы на сумму, превышающую 21 млрд гривен. Впрочем, за семь месяцев этого года в госбюджет от продажи госсобственности поступило менее 50 млн гривен.
Как правило, правительство вынуждено было компенсировать недобор от приватизации путем выпуска гособлигаций. Учитывая, что в следующем году состоятся выборы президента и парламента, инвесторы вряд ли будут обращать внимание на госактивы в Украине, дожидаясь завершения политической турбулентности в стране.
Самый затратный блок расходов в проекте госбюджета - безопасность и оборона. На эти цели в госбюджете предусмотрено 209,5 млрд гривен, из которых 108,3 млрд гривен - на денежное обеспечение военнослужащих.
"Это распределение осуществляется по решению Совета национальной безопасности и обороны. Мы только доводим общую цифру. Общий рост (по сравнению с 2018 годом, - ред.) будет 31,5 млрд гривен", - пояснил премьер-министр Гройсман.
Крупнейшей статьей расходов в следующем, как, впрочем, и в нынешнем году, остается обслуживание государственного долга. На эти цели правительство предусмотрело 145,2 млрд гривен.
Больше, чем на выплату процентов по займам, правительство намерено тратить только на дотации Пенсионному фонду. В 2019 году расходы казны на эти цели вырастут примерно на 27 млрд гривен - до 166,5 млрд гривен. Еще в прошлом году, повышая пенсии в ходе реформы, в правительстве обещали не допустить увеличения издержек на нужды Пенсионного фонда.
"На протяжении следующих 3-4 лет будет еще сохраняться дефицит Пенсионного фонда в 140 млрд гривен, но он уже не будет расти, а в относительных цифрах начнет уменьшаться - это важно", - уверял Владимир Гройсман.
Что заставило правительство увеличить расходы на ПФ? Как пояснила РБК-Украина заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко, на 2019 год заложен достаточно консервативный рост поступлений Единого социального взноса в бюджет Пенсионного фонда - на уровне 224 млрд гривен, это всего на 12,7 млрд гривен или 6% больше, чем в 2018 году. Тогда как ожидания по росту средней заработной платы и по инфляции у правительства выше. "Возможно, здесь авторы проекта госбюджета закладывают "подушку безопасности", чтобы не возникло ситуации, когда Пенсионный фонд получит меньше доходов и придется выдавать ему кредиты из госбюджета", - рассказала Репко.
Эксперт напомнила, что Пенсионный фонд также выплачивает повышенные пенсии, начисленные по специальным программам, которые покрываются не за счет ЕСВ, а за счет госбюджета. "Изначально эти средства из госбюджета переводят в Пенсионный фонд, а он их просто администрирует, это не дефицит. Эта сумма заложена на уровне 116 миллиардов гривен, что на 24 процента или на 22 миллиарда больше, чем в 2018 году", - добавила замдиректора ЦЭС.
Если же считать разницу между собственными поступлениями ПФ и затратами, которые ПФ должен профинансировать за счет собственных средств, она составит в 2019 году 50 млрд гривен, отметила Мария Репко: "Эта сумма будет перекрываться из госбюджета как дефицитное финансирование. В бюджет 2018 года заложена разница между такими расходами и собственными доходами на уровне 36 миллиардов гривен. Но нужно смотреть по концу года, сколько по факту получили денег".
Впервые за последние несколько лет в проекте госбюджета предусмотрено снижение расходов на субвенцию местным бюджетам для выплаты жилищных субсидий. Правительство предлагает "урезать" эту статью расходов почти на 16 млрд гривен по сравнению с нынешним годом - до 55,05 млрд гривен. Учитывая, что Кабмин ведет переговоры с МВФ о пересмотре стоимости газа для нужд населения, этой суммы в итоге может не хватить для удовлетворения запросов граждан в субсидиях. Правда, в апреле этого года власти существенно изменили требования к доходам субсидиантов, что может привести к существенному сокращению числа льготников.
Завершение работы над проектом госбюджета и внесение документа в Раду практически совпало с визитом миссии МВФ в Украину, обратила внимание эксперт ЦЭС. "Наверняка этот бюджет верстался с оглядкой на то, что скажет Фонд. Фонд, конечно же, говорит: "Живите по средствам, урезайте расходы, ограничивайте бюджетный дефицит". Посмотрим, удастся ли Минфину защитить доходную базу. Мы видели ситуации, когда между первым и вторым чтением депутаты перекраивали доходы. Но это порочная практика", - говорит Репко.
О риске того, что проект бюджета могут существенно переписать между чтениями, ранее говорили опрошенные РБК-Украина экономисты. Как пояснял изданию директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук, для многих депутатов это последний бюджет перед уходом из Рады, потому правительству не стоит рассчитывать на легкое принятие документа. "Пополнить партийные кассы в минимальных границах перед избирательным циклом - это очень даже реально", - говорил Боярчук.
На первый бюджетный раунд в Раде - ознакомительный - правительству предстоит выйти уже в ближайшую пятницу 21 сентября. Как ожидается, в этот день состоится презентация госбюджета для народных депутатов, после чего работа с документом будет перенесена в профильный парламентский комитет. И, вероятнее всего, непосредственно к рассмотрению документа в первом чтении парламентарии приступят не ранее октября.
Расходы МВД в следующем году правительство предлагает увеличить на 19%. Львиная доля финансирования будет направлена на обеспечение деятельности Нацполиции - почти 30 млрд гривен, что на 5 млрд гривен больше средств, предусмотренных в этом году. Расходы Генпрокуратуры в целом остануться без изменений, незначительно - на 11 млн гривен - вырастет финансирование деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Почти на столько же увеличатся расходы НАБУ, а вот НАПК добавят 75 млн гривен. Расходы СБУ составят порядка 10 млрд гривен, что немногим больше, чем в этом году.
В 2019 году расходы Минобороны вырастут почти на 15%. Причем основное финансирование будет направлено на обеспечение армии, лечение и реабилитацию военных и их подготовку - эту статью расходов Кабмин планирует увеличить на 17 млрд гривен. Параллельно вырастет в 2019 году и обеспечение Нацгвардии – почти на 1,4 млрд гривен и Госпогранслужбы – почти на 1,7 млрд гривен.
Минагрополитики получит всего на 400 млн гривен больше, чем в этом году. Дотации животноводческим хозяйствам останутся на прежнем уровне, а вот для сельхозпроизводителей вырастут почти на 32%. Финансирование Минэнерго снизится на почти 1,3 млрд гривен. Основные статьи расходов традиционные - ликвидация и реструктуризация госшахт. Самая затратная строка у Мининфраструктуры - Укравтодор. На обеспечение его деятельности планируют направить на 17% больше, чем в 2018 году. Финансирование этих двух ведомств значительно сократилось в последние годы после того, как на ключевых госпредприятиях была проведена корпоративная реформа, и они были выведены из подчинения министерствам. Теперь финпланы и бюджеты "Нафтогаз Украины" и "Укрзализныци" утверждаются набсоветами этих компаний.
Общегосударственные расходы Минобразования предлагается увеличить на 9 млрд гривен, а финансирование непосредственно ведомства - почти на 6 млрд гривен. Наибольший рост расходов запланирован на подготовку кадров в ПТУ - на 12%, и на финансирование высшего образования - на почти 18%. А вот расходы на программу "Новая украинская школа" сократятся на 100 млн гривен и незначительно увеличатся расходы на Академию наук.
Минкультуры в 2019 году планируется выделить на 400 млн гривен больше, чем предусмотрено в этом году. Национальные театры, книгоиздательства и творческие коллективы могут рассчитывать на рост госвыплат в пределах не более 10%, финансирование Госкино останется прежним. А на создание общественного телевидения чиновники планируют направить на 60% больше, чем предусмотрено в этом году. Почти на 40% может вырасти и финансирование Украинского института нацпамяти, в то время как на поддержку молодежных организаций расходы сократятся на 2 млн гривен. Расходы Минздрава вырастут на почти 10% в основном за счет увеличения дотаций на создание Нацслужбы здоровья.
Свои аппетиты на финансирование аппаратов и управленческих структур органов власти чиновники умерили. Если расходы на обеспечение деятельности парламента останутся на уровне этого года, то аппаратам Кабмина и Администрации президента предлагают "ужаться" в среднем на 10-14%. Зато Верховный и Конституционный суды смогут рассчитывать на рост финансирования в 2019 году в пределах 9-15%. В бюджете следующего года также появилась новая строка расходов - на обеспечение работы Высшего антикоррупционного суда предусмотрено 287 млн гривен. Впрочем, расходы на госаппарат традиционно остаются предметом "политического торга" при принятии бюджета в Раде.